Кеты нет ни в домашних холодильниках жителей ЕАО, ни на рыбоводных заводах автономии


Как пишет газета «Ди Вох», губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в интервью ТАСС от 17.10.2017 заверил, что регион в достаточной мере обеспечен лососем. А дефицит рыбы объяснил наводнением 2013 года: «Нереста тогда не было, все лунки с икрой посмывало. А рыба через четыре года возвращается в Амур, поэтому сейчас пришла только та рыба, которую на заводах выращивали».

БИРОБИДЖАН, 21 октября, «Город на Бире» – Каждый год, в сентябре, чуть ли не на каждом углу во всех дальневосточных городах вставали тяжелогружёные микроавтобусы, и загоревшие, обветренные мужики прямо с колёс бойко торговали красной рыбой. Кто-то на вполне законных основаниях, кто-то браконьерничал, но недостатка в покупателях не было ни у тех, ни у других. Вкус у свежей кеты отменный, а ценник всегда был вполне себе божеский. Осеннюю путину этого года и чиновники, и предприниматели, и рыбозаводчики, и рядовые рыбаки справедливо называют провальной. Рыбы нет.

УЛИЧНЫЕ торговые точки с рыбой я видел лишь пару раз. Самцы по 150 рублей за килограмм, самки вдвое дороже (против 90 руб/кг в прошлом году). Тощий улов – серьёзная проблема. И если я, как и другие рядовые граждане, могу перебиться и без рыбных блюд, то представителям малых народов, которых наш Амур-батюшка кормит, сейчас тяжело.

Ирина ГЕЙКЕР проживает в селе Синда Нанайского района Хабаровского края.

– Нам разрешено вылавливать красную рыбу для собственного пользования. Норматив – 50 килограммов на человека. В семье нас семеро, так что кетой всегда заполняли огромный чан килограммов на четыреста. В этом году в чане едва-едва половина. А многие в нашей деревне и этого выловить не смогли, – сокрушается Ирина. – В нынешний сезон было как никогда много «проходных дней». Рыба должна подняться к верховьям на икромёт, и чтобы её никто выловил раньше времени, местными властями устанавливаются специальные дни, когда всем-всем, даже нам, рыбу ловить запрещено. По берегам дежурит ОМОН и, понятно, с ним лучше не связываться. А в разрешённые дни рыба шла совсем уж плохо.

В селе, где живёт эта молодая женщина, предполагают всякое, но одна версия, почему рыбы нет, местным кажется правдоподобнее прочих.

– На Амуре недавно поставили большой завод. Говорят, что построили его москвичи, чтоб возить здешнюю рыбу туда, на запад. Они весь лиман перекрыли своими сетями, вся кета у них в заездках* осталась. Возможно, всю пойманную рыбу они переработать так и не смогли, вход открыли и часть рыбы всё же выпустили в Амур. Только что толку?! Рыба уже сильно обессилела, задохнулась в сетях и большей частью передохла в пути. В Николаевском районе, слыхала, рыба подошла уже настолько квёлая, что местные её вылавливали голыми руками. А до верховьев она уж точно не дошла.

Комментарий

Наталья АНТИПОВА, директор Тепловского рыбоводного завода:

– То, что основные поставщики икры на закладку (Анюйский и Гурский рыбоводные заводы – прим. ред.) для нашего и Биджанского заводов нынче не смогли её предоставить, поставило нас в очень тяжёлое положение. На помощь пришёл Удинский рыбзавод. Конечно, объёмы далеки от плановых. Если весной мы выпустили в Биру и Биджан более 25 миллионов мальков, то в этом сезоне пока заложено около семисот тысяч икринок на нашем заводе, и примерно пятьсот тысяч – на Биджанском. Должна подойти ещё одна партия икры. Мы надеемся довести суммарное количество заложенных икринок до полутора миллионов.

В ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СМИ по поводу нынешней путины информации довольно много, вся она противоречивая. В частности, в начале сентября была популярной гипотеза, будто это ихтиологи что-то не так рассчитали со сроками, и красная рыба обязательно будет, но попозже. Но и к середине октября в наших закромах гуще не стало.

Директор ООО «Восточный рыбкомбинат», руководитель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий бассейна Амура Александр ПОЗДНЯКОВ в своих интервью ответственными за панику назначил конкурентов. Мол, рыбы в этом году действительно мало, а у предприятий, находящихся выше по течению, разыгрались аппетиты. Дескать, нарастили они производственные мощности, хотят вылавливать ещё больше рыбы, нежели ранее, а её столько нет – вот и истерят в прессе.

РЫБНУЮ ПРОБЛЕМУ отчасти прокомментировал начальник управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО Алексей ФЕОКТИСТОВ. Он дипломатично не стал давать оценку действиям чиновников, рыбаков и ученых из других регионов, но выразил надежду, что нынешней путиной заинтересуются научно-исследовательские институты, правоохранительные органы и другие компетентные структуры. Как любой дальневосточник, Феоктистов, конечно, досадует, что мы все остались на зиму без красной рыбы. Но главная проблема, по его мнению, всё-таки в другом.

– Гораздо хуже, что Биджанский и Тепловский рыбоводные заводы не заложили в этом году икру. Обычно в это время сотрудники заводов выезжают в длительную командировку на север Хабаровского края. Там, на их заводах, они приобретают излишки оплодотворенной икры и перевозят её сюда, а по весне уже выпускают мальков. В этом сезоне у наших коллег нет икры даже под собственные нужды, – уточнил Алексей Николаевич.

Обычная квота для всех видов рыболовства, включая любительское и спортивное, в ЕАО во время путины – сорок тонн красной рыбы. В этом году о таком количестве даже говорить не приходится.

Только два наших рыбоводных завода по весне выпустили в свободное плавание 25 миллионов мальков лососевых. Сейчас они практически простаивают. Это ж сколько молодняка не уйдет в будущем апреле-мае в тихоокеанские воды!

Кто бы ни был виновен в нынешней провальной путине, с этим обязательно надо разобраться. И пресечь, если в том есть недоработка или чей-то злой умысел и необузданные аппетиты. А иначе нам всем вскоре и гольяны покажутся деликатесом.

Евгений СТЕПАНОВ

* Заездок – средство промысла, разрешённое правилами рыболовства. Изгородь поперёк реки, во входном отверстии которой установлена ловушка или сеть. По правилам заездок не должен перекрывать более 2/3 ширины русла.

Joomla SEF URLs by Artio