Как опоздать на самолёт, замёрзнуть в столице Азербайджана и найти место, где снимали фильм «Бриллиантовая рука»

Еврейский Баку

БИРОБИДЖАН, 15 декабря, «Город на Бире» — В середине ноября у меня появилась возможность побывать в Баку во время семинара для еврейских педагогов. Выбор места более чем необычный. Как связана с евреями мусульманская столица Азербайджана, нам ещё предстояло разобраться. А пока маячил самый важный вопрос: выпустят ли меня из страны?

За последние полтора года я сильно похудела, а старый загранпаспорт поменять не успела. На вопрос, можно ли лететь с паспортом, где я на себя не похожа, однозначного ответа не смог дать даже нотариус. Загуглив на всякий случай гостиницы в Екатеринбурге и Новосибирске (транзитных городах, где были пересадки), я решила рискнуть. Не прогадала. Вопросы в пункте пропуска, конечно, были, но проблем паспорт не создал.

Зато беда пришла откуда не ждали. Между рейсами Хабаровск – Новосибирск и Новосибирск – Баку у нас был ровно час, другого варианта стыковки на нужный день не было в принципе. Решили не сдавать вещи в багаж и передвигаться в транзитной зоне резвым галопом. Не помогло. Самолёт задержался в Хабаровске на час-двадцать. В итоге мы с коллегой и ещё человек пятнадцать опоздали на второй рейс. Благо, авиакомпания была одна и та же, поэтому нас быстро поселили в гостинице в пригороде Новосибирска – селе Марусино и поменяли билеты. Дальше лететь предстояло в Москву и оттуда в Баку. С опозданием почти на сутки.

За время вынужденного ожидания успели съездить в Новосибирск. Серый, ветреный и занесенный снегом город не порадовал – на дорогах лёд, в центре смотреть особо нечего. Грелись в крупном ТЦ, тратили деньги в магазине Zara.

Вечером улетели в Москву, ночью – в Баку. В самолёте было неуютно: практически весь салон был заполнен мужчинами. Но неземной красоты стюардесса местных авиалиний скрасила этот момент. Честно, я такой тактичности и спокойствия не видела больше ни в одной авиакомпании. В аэропорту Баку мы с коллегой радовались больше всех: хоть и опоздали на семинар, но хотя бы добрались.

Следующие три дня мы учились. Семинар был не развлекательный, а рабочий – для педагогов, которые работают с еврейскими подростками в программе EnerJew. Задачи на новый сезон, лайфхаки по привлечению участников, тренинги, совместный Шаббат... Жили в гостинице, где на двух первых этажах располагался элитный автосалон. Напротив – магазин с коврами ручной работы и много строительных. До центра на автобусе ехать минут пятнадцать, по типичным для этих мест пробкам – чуть дольше.

Трехчасовой выезд в исторический центр Баку запомнился, прежде всего, адским ветром. Прогноз выдавал на дни семинара ясную погоду и плюс двадцать, но по факту шёл дождь и было холодно даже в зимнем дальневосточном пуховике.

Побывали в синагоге. Очень интересное место, строго разделённое на две части – для евреев, которые относят себя к движению Хабад, и для горских. Посредине бима – стол, где читают Тору три раза в неделю. Молодая рабанит рассказала о том, как у них работают программы для детей и молодёжи, и обозначила главную проблему: девочек зачастую очень сложно отпросить на занятия у родителей. Положение женщин в Азербайджане, конечно, отдельная тема со своими тонкостями. На приезжих местный менталитет никак не сказывается, разве что могут сделать замечание, если девушка курит на улице или если её наряд слишком уж откровенный.

Баку – город яркий, динамичный, новый. И даже старый город, окруженный стеной, не столько старый, сколько отреставрированный. Фасады, где идёт капитальный ремонт, закрываются полотнами с каким-нибудь рисунком, а не маскировочной зеленой сеткой, как, например, в Москве.

Еда повсюду! Пахнет мясом и свежими лепешками. На кухнях за большими окнами жарят, парят, месят тесто… На маленьких лотках за минуту приготовят свежевыжатый гранатовый сок, продадут магнитик, нальют чай из самовара и позволят сфотографироваться в белой меховой шапке чабана за маленькие деньги. Здесь же вполне привычные европейские кофейни и «Макдональдс», где в меню введены национальные люля-кебабы. Мы купили только кофе в KFC. За чашку у меня с карты сняли примерно 140 рублей. В местной валюте это вроде бы 3,5 маната.


Памятник А. Вахиду, азербайджанскому поэту.

Особая гордость старого города – место съёмки эпизода «Бриллиантовой руки»: узкая горная улочка, где прозвучало знаменитое «Чёрт побери!». Туристы до сих пор так и норовят приземлиться своей пятой точкой на брусчатку в памятном месте.

Я с удовольствием слушаю истории экскурсовода и о Девичьей башне, и о дворце ширваншахов...

Люди вокруг исключительно приятные: вежливые, тактичные, готовые помочь. Много молодёжи. Конечно, в Баку есть районы с низким уровнем жизни, куда местные предпочитают не соваться. Но в каком городе их нет?

Не порадовал местный аэропорт. За три часа в городе мы не успели даже деньги поменять. Очень надеялись, что купим подарки в зоне вылета, где можно расплатиться картой Visa. Не случилось, потому как в дьюти-фри нет ничего национального! Европейские духи, алкоголь и зефирки Haribo – вот и весь нехитрый набор. А так хотелось приобрести местные сладости, коих в старом городе в изобилии!

Авиакомпания «Уральские авиалинии» объявила посадку, и мы улетели в Екатеринбург, а потом и в Хабаровск. Обратный путь обошёлся без приключений.

Вера КРАВЕЦ

Joomla SEF URLs by Artio