К такому неутешительному выводу пришел журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 1 октября, «Город на Бире» – Лет сорок назад композитор Владимир Шаинский и поэт Алла Ламм написали трогательную песню «Пропала собака». Начиналась она так: «Висит на заборе, колышется ветром бумажный листок».
И кто из слушателей осуждал маленького героя песни за то, что он повесил объявление о пропаже друга в неположенном для этого месте?! Впрочем, самовольные объявления тогда были редкостью. По содержанию они в своей массе не были коммерческими – этот вид деятельности тогда не поощрялся.
ПРИЗЫВЫ ПОМОЧЬ в поисках пропавшего животного, а порой и близкого человека, появляются и сегодня. Но они буквально теряются среди наклеенных рядом, а то и поверх, реклам фирм и фирмочек, предложений различных услуг индивидуальных предпринимателей, частных объявлений о продаже всего и вся. Излюбленное место размещения рекламной информации – заборы. Достаточно взглянуть на два ограждения в самом центре города: вокруг территории, где раньше размещалась школа № 1, и напротив – возле «Россельхозбанка».
Впрочем, не только заборы превращены в рекламные щиты. Объявления и афиши постепенно переползли на стены домов, отчего они напоминают комнаты, готовящиеся к переклейке обоев. Только вот очищать их от старых клочков бумаги никто не собирается. До сих пор смотрит на прохожих через чёрные очки певец Антон Беляев – больше года назад организатор его концерта залепил афишами полгорода. К слову: несмотря на столь агрессивную рекламу, встреча с этим артистом в Биробиджане так и не состоялась из-за малого количества проданных билетов.
«КУДА СМОТРЯТ ВЛАСТИ?» – этот риторический вопрос возмущённых бесконтрольным оклеиванием заборов, стен домов, фонарных столбов коммерческой рекламой, обезображивающей облик города, на первый взгляд, справедлив. В конце концов, в областном законе «Об административных правонарушениях» есть статья за номером 22, которая предусматривает наказание за размещение рекламы в неустановленных для этой цели местах. На физические лица могут наложить штраф до пятисот рублей, на должностные – до тысячи, на юридические – до пяти тысяч рублей. За прошлый и нынешний годы к ответственности было привлечено человек двадцать. Учитывая количество незаконных объявлений и реклам, улов, прямо скажем, скудный.
Человеку, далёкому от юриспруденции – как, например, мне – ситуация кажется странной. В объявлениях указаны номера телефонов, часто адреса и названия фирм. Что трудного – выявить того, кто наклеил бумажку на стену дома или столб?
Провёл дилетантское расследование. Звоню по объявлению: «Требуется диспетчер на входящие звонки». Мне отвечает женщина. Характер работы не объясняет, но обещает месячный заработок в 20-30 тысяч рублей. Подробности можно узнать, если прийти в офис. Называет адрес. Ясно, что это сетевой маркетинг. Подобными объявлениями увешан весь город. Охотно шли на контакт те, кто предлагает услуги грузчиков – их объявления на каждом доме, столбе, заборе и даже на стволах деревьев. Причём на вопрос, их ли это реклама, мне отвечали утвердительно.
– Всё не так просто, – осадил меня специалист-эксперт отдела имущественных отношений и рекламы КУМИ мэрии Валерий КАЧИН. – Как только я прихожу по указанному адресу, чтобы составить протокол, человек, назвавший мне его, тут же отрекается: я, мол, никаких объявлений не вешал. Докажите. А если сразу не догадался отказаться и подписал протокол, то сделает это в суде.
Немногочисленные иски мэрии к нарушителям статьи 22 КоАП ЕАО рассматривают мировые судьи. В Восточном судебном округе это Светлана УМНИКОВА.
– В прошлом году я удовлетворила два таких иска, но, – тут же признала она, – в обоих случаях ответчики не отрицали свою вину.
Случаев отказа от первоначальных признаний в своей практике Светлана Николаевна не припомнит. Однако, как утверждает Валерий Качин, таких большинство. Тогда судьи требуют доказательства вины. Например, фото ответчика на месте «преступления», то есть, когда он клеил своё объявление в неположенном месте. Валерий Сергеевич – единственный специалист в мэрии, отвечающий за рекламу. И вряд ли его деятельность по отлову нарушителей административного законодательства может быть более продуктивной, даже если его освободят от других обязанностей и выдадут сапоги-скороходы.
БЕСКОНТРОЛЬНОЕ развешивание рекламных листков и объявлений – проблема не только Биробиджана. В интернете эта тема весьма популярна. Предложений, как бороться «со злом», множество. Указания на статьи в местных законах встречаются скептически: в большинстве регионов они, как и у нас, практически не работают.
Валерий Качин привёл зарубежный опыт. По его словам, в Китае никаких доказательств не требуется: по-явилось в неположенном месте объявление с твоими телефоном или адресом – плати штраф. То, что такая решительность действенна, сомневаться не приходится. Но вот внесут ли депутаты Госдумы или законодательных органов власти в регионах изменения в кодексы об административных правонарушениях, вопрос сомнительный.
Многие предлагают повысить уровень штрафов. Действительно, 500 рублей – не наказание. А в большинстве случаев суды вообще ограничиваются предупреждением. В некоторых субъектах Федерации уже пошли на ужесточение. В Тульской области, например, гражданам могут присудить штраф до пяти тысяч рублей, должностным лицам – до десяти тысяч, юридическим – до ста тысяч. При повторном нарушении закона штраф может быть удвоен. Возможно, это правильно, но увеличение размера штрафа не снимает проблему доказательства в суде.
МЕЖДУ ТЕМ, судя по информации в том же интернете, в Тульской области сумели переломить ситуацию. И не только путём ужесточения санкций. В 2013 году – тогда же, когда были приняты поправки в областной закон, в столице региона прошла акция «Объявим войну диким расклейщикам!». Туляки сдирали незаконную рекламу и получали за это денежное вознаграждение. Победительница собрала больше 17 килограммов объявлений! Думаю, что без подключения сознательной общественности, одними только административными мерами проблему вообще не решить.
И не только общественности. Мне, например, непонятно, почему никто не может воздействовать на расклейщиков афиш эстрадных гастролёров. Недавно вот опять появились на заборе рекламы концерта певца Глеба Самойлова. Звоню в филармонию.
– Что, он опять лепит их на заборах? – вроде бы искренне изумилась директор Ирина ХОЗЯЙСКАЯ. – Я же говорила ему не делать этого!
Оказывается, оклеиванием биробиджанских заборов периодически занимается устроитель гастролей хабаровчанин Роман Дребас. Не сам, разумеется: для этого он нанимает рабочих. Дозвониться ему я не смог. Но, думается, филармония, заключая контракт, могла бы включить в него требование размещать рекламу только в отведённых для этого местах. А если этот пункт не будет исполняться, больше не работать с таким антрепренёром. Думается, мы переживём срыв гастролей очередной эстрадной звезды. В Биробиджане в прошлом году, наконец, были установлены 18 афишных тумб, и информировать о концертах теперь можно, не обезображивая город.
На подъездах некоторых городских домов появились рекламные щиты. Например, такой есть на подъезде, в котором моя квартира. И, между прочим, наклеек на стены и водосточные трубы практически не стало. А те, что появляются, тут же срываются жильцами. Почему бы такие щиты не установить на всех входах в подъезды?
Наконец, не заключить ли договор с управляющими компаниями, с предприятием «Чистый город», чтобы дворники, рабочие, убирающие улицы, регулярно очищали стены, двери, заборы, фонарные столбы, водосточные трубы от рекламных объявлений? Мне кажется, что если навалиться всем миром, их расклеивание станет просто бесполезным, и город, наконец, начнёт очищаться от этого мусора.
Михаил КЛИМЕНКОВ