В середине декабря на должность и.о. первого заместителя председателя правительства области был назначен Иван Благодырь. Первое своё интервью в ЕАО новый зампред дал газете «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 11 января, «Город на Бире»:
– Иван Валентинович, до недавнего времени вы занимали пост министра инвестиций и внешних связей Сахалинской области. Губернатор Александр Левинталь неоднократно говорил, что будет искать человека, ответственного за инвестиции. Значит ли ваше назначение на должность зампредседателя правительства, что глава региона такого человека нашёл?
– На Сахалине я был по приглашению губернатора, но проработал там всего два с половиной месяца. Мы только успели на правительстве принять инвестиционную стратегию, а вскоре произошла смена команды. У нового губернатора Олега Кожемяко есть видение – и, думаю, оно справедливое – что инвестиционный блок должен быть в блоке экономистов. Объединили эти два направления – пришла новая команда. А я принял решение уехать. Первый раз меня Александр Борисович приглашал именно в качестве советника по инвестициям. Следующий разговор был про закрытие коммунального блока и выстраивание новой системы развития ЖКХ. Но с учётом того, что мне интересно заниматься инвестициями и инновациями, я буду работать и в этом направлении, как минимум в сфере своей ответственности.
Справка:
И.О. первого заместителя председателя правительства области отвечает за реализацию государственных полномочий в следующих сферах: энергетики; строительства и архитектуры; функционирования и развития транспорта; дорожного и жилищно-коммунального хозяйства; гражданской обороны; чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
– Какие первые впечатления о команде и коллегах?
– В принципе, я не просто пошёл в область – я пошёл именно в эту команду губернатора. Я считаю, что она достаточно интересна, взгляд у людей не зашоренный, и они пришли делать интересное дело. Я бы не сказал, что руководить Еврейской автономной областью – элементарное дело. Есть свои проблемы, есть свои особенности. Что касается, к примеру, ЖКХ, то я считаю, что здесь работают крепкие профессионалы. За что спасибо Виктору Спиридоновичу (Виктор Гожий, бывший зам. председателя правительства. – Прим. ред.). Конечно, у него был свой взгляд на то, как выстраивать систему, у меня несколько иной, но в целом сформирована сильная команда.
– Вы курируете многие сферы. С какой решили начать знакомство?
– ЖКХ. Цели и задачи, которые я перед собой ставлю, – это понять, где мы находимся. Первое, что я хочу сделать, – технический аудит, и друзья-энергетики обещают мне в этом помочь. Нужно просто оценить состояние котельных и сетей – без криков «Кто виноват?!». Потому что по документам может быть написано одно, а на самом деле – картина совсем иная. Причем как в худшую, так и в лучшую сторону. Исходя из реальной ситуации, которую мы получим, будем делать программу перевооружения по всей «поляне» ЖКХ области. Здесь надо работать и с муниципалитетами, и с организациями, чтобы они привлекали средства на техническое перевооружение. Потому как бывает, что при малых вложениях технические характеристики объектов улучшаются существенно.
– Верховный суд недавно отменил в автономии размер взноса на капитальный ремонт. Чего теперь ожидать жителям области?
– Сейчас тариф будет принят по так называемой временной схеме. Полностью будут соблюдены все процедуры, которые мы должны пройти по решению суда, – и будем утверждать новые тарифы. Они не будут выше тех, что были раньше, но полностью сборы на капитальный ремонт отменены не будут.
– В автономии остро стоит проблема неплатежей коммунальных компаний энергетикам. Прокуратура и суд обязывают энергетиков подключать должников, чтобы не страдали жители, этим и пользуются некоторые руководители коммунальных предприятий.
– Тенденция складывается не очень хорошая. Многое зависит от ситуации в экономике региона в частности и страны в целом. Сегодня управляющие компании стали хуже собирать платежи с населения. Действительно, необходимо поджать энергетиков с тарифами, но повысить платёжную дисциплину. Сейчас у нас собираемость платежей порядка 85 процентов. А когда мы формируем тариф на тепло или электроэнергию, мы исходим из ста процентов собираемости. Значит, кому-то не доплатят. Конечно, есть и такие, которые не рассчитываются вообще. Я сейчас в эту ситуацию погружаюсь. Как создают ресурсоснабжающую организацию, потом банкротят, потом создают следующую… И так каждые год-два. В этой части мы начнем очень жёсткий контроль. С главами поселений, с руководителями муниципалитетов будем внимательно подходить к выбору ресурсоснабжающих организаций, изучим их систему тарифообразования и экономику. И если у компаний не будет получаться, примем по ним другие решения. Моя позиция такова: если не будет качественного управления, мы найдем тех, кто будет управлять лучше. К примеру, тот же «Облэнергоремонт». Там сейчас есть определенные трудности, но эта организация в силах обеспечить нормальную работу котельных в поселках автономии. Я больше не чиновник, а производственник – и знаю, как организовать производство. К сожалению, моё первое общение с эксплуатационниками коммунальных мощностей говорит о том, что руководители не особо погружаются в экономику. А резервы здесь есть.
– У вас есть претензии к управляющим компаниям?
– Работа с управляющими компаниями – это прерогатива совета собственников жилья. Главы посёлков, муниципалитетов, областные власти должны помогать собственникам их контролировать. Есть такие компании, которые пришли, деньги собрали и убежали. Но есть и нормально работающие, поэтому их и надо привлекать к обслуживанию жилого фонда. Про них должно быть больше информации у жителей автономии. Коммунальный бизнес – бизнес достаточно интересный, но надо заниматься им по-честному. Моё мнение таково: выбор управляющей компании – это право жителей. Никто не запрещает сменить одну «управляйку» на другую. И сами собственники способны управлять своим имуществом. Это тяжело, но эффективно. Сейчас в России в коммунальной сфере складывается некая общинная система: люди организовываются и сами решают, что им надо в доме делать, на что собрать деньги, что ремонтировать в первую очередь. Я понимаю, что большинство из нас не хотят заморачиваться всеми этими сложностями с содержанием дома. Но если у тебя в подъезде гадят – это же не кто-то пришел со стороны и сделал, это кто-то из твоих соседей. И никакая управляющая компания, никакой мэр порядок в твоем подъезде не наведут. Пока люди сами не поймут, что это тоже их собственность, и что за ней надо следить так же, как за квартирой. Хотя и «управляйки» себя запятнали, и теперь необходимо восстанавливать доверие граждан. Но, повторюсь, самое главное – просвещать население. К своей собственности надо относиться с уважением.
Олег Котов