Ольга Дубоделова, начальник управления экономики правительства ЕАО.
БИРОБИДЖАН, 21 марта, «Город на Бире» — «Конкуренция – двигатель прогресса». Эту истину из курса политэкономии мы знали даже во времена, когда конкуренции как таковой в нашей стране практически не существовало. Сегодня вроде бы есть все условия для того, чтобы она двигала этот самый прогресс. Но далеко не во всех отраслях её уровень достаточен для того, чтобы они успешно развивались. В указе № 618 Президента Путина от 21 декабря 2017 года «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определены ключевые показатели, которых необходимо достичь в ближайшие годы.
Первые итоги и задачи на будущее были рассмотрены на состоявшемся в правительстве области под председательством губернатора ЕАО Александра Левинталя Совете по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции в автономии. Основным докладчиком была начальник управления экономики областного правительства Ольга ДУБОДЕЛОВА.
– Ольга Александровна, как может влиять правительство на развитие конкуренции? Ведь она вроде бы возникает сама собой как форма соперничества между субъектами рынка.
– Да, если такие субъекты есть, а отрасль не монополизирована. К сожалению, у нас во многих сферах преобладают государственные или муниципальные предприятия и учреждения, и конкуренция между ними минимальная. Это сказывается на количестве и качестве предоставляемых услуг. Смысл президентского указа – в создании условий для развития бизнеса. Предусмотрены показатели, определяющие степень такого развития на территории каждого субъекта. Наша задача – создать условия для развития конкуренции, которая будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата.
– В чём заключается роль правительства в этом процессе?
– Правительство оказывает как организационную, так и финансовую государственную поддержку субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности. Информационные консультационные, юридические и другие услуги оказывает НКО «Фонд – Инвестиционное агентство ЕАО». Финансовая поддержка правительства области включает в себя предоставление льгот по налогам, по арендной плате за землю, а также государственных гарантий.
– А как вообще выглядит наша область по степени развития конкуренции на рынке услуг?
– В 2016 году среди российских регионов мы были на 67-м месте. По итогам 2017 года переместились на сороковое.
– Что учитывается при определении этих мест?
– Там много показателей. В том числе и какое количество рынков охвачено работой по развитию конкурентной среды. У нас было задание на 2018 год провести анализ конкурентной среды и разработать мероприятия по развитию 11 рынков. Мы охватили этой работой 14 социально значимых и приоритетных товарных рынков. Провели мониторинги состояния конкуренции на каждом из них.
– Что показали эти мониторинги? В каких отраслях конкуренция развита достаточно хорошо?
– Уровень конкуренции высок в розничной торговле, на рынке услуг связи.
– А в остальных сферах? Например, в дошкольном образовании, с которого вы начали свой доклад на Совете?
– Для того чтобы открыть частный детский сад, надо приобрести лицензию на образовательную деятельность. Воспитатели должны быть со специальным педагогическим образованием. Это дополнительные расходы, и поэтому бизнес не очень охотно идёт на этот рынок. А те организации, которые есть, дают не совсем полные программы. Система дошкольного образования у нас представлена 61 дошкольной образовательной организацией. В них входят две организации ОАО «РЖД», шесть индивидуальных предпринимателей и одна общественная организация. Остальное – муниципальные учреждения. Участие бизнеса здесь очень мало.
– А вообще потребность в этом есть? Сегодня всем детям старше трёх лет, родители которых хотели устроить их в детский сад, предоставлены места в дошкольных учебных заведениях. Проблема с малышами до трёх лет – и частные ясли, где за ними присмотрят, накормят, уложат спать, вполне устраивают большинство мам. Для этого, по-моему, не нужны дипломированные няни. В этой, да и в других сферах предприниматели готовы идти на расходы, если они видят, что есть перспектива.
– Сегодня на территории области создаются и действуют группы по уходу и присмотру за детьми. Но настанут времена, когда от дошкольных учреждений однозначно будут требовать, чтобы с детьми занимались профессиональные педагоги. И вообще, конкуренция нужна, чтобы не только покрыть потребности рынка, но и повысить качество услуг.
– Давайте возьмём другую сферу – агропромышленный комплекс. Там государственных или муниципальных организаций практически не осталось. Это хорошо?
– С точки зрения развития конкуренции, да.
– А с точки зрения развития отрасли?
– Трудностей у крестьян много. Но отрасль всё-таки развивается, в том числе и благодаря государственной поддержке. Есть несколько федеральных программ, по которым крестьянские и личные подсобные хозяйства получают гранты на своё развитие. Их пока недостаточно, но дорожная карта развития отрасли должна помочь определиться, в каких направлениях нужно ещё работать, чтобы этот рынок развивался.
– Одна из главных проблем у них – сбыт продукции. Особенно, если это не соя. Что предполагается для развития кооперации, без которой эту проблему не решить?
– С точки зрения законодательства в этой области все условия созданы. Планируется открытие Центра компетенции в области сельскохозяйственной кооперации и экспортной поддержки. Мы надеемся, что он будет способствовать развитию этого направления деятельности.
– Обратимся к такой отрасли, как медицина. Не только меня, многих появление новых частных медицинских учреждений не очень радует. Их становится всё больше, при этом, кажется, сокращается объём бесплатных услуг.
– Да, сектор частных услуг на этом рынке развивается стремительно. Из 91 медицинской организации 71 – в частной собственности. Но при этом мониторинг, который проводился органами власти, показал, что многие жители недовольны качеством услуг именно в частных заведениях. Почему так, должно выяснить профильное управление правительства.
– Я думаю, что одна из причин такого недовольства – дороговизна этих услуг и вытеснение с рынка бесплатных.
– Да, это вопрос ещё и к системе медицинского страхования. Но если говорить о самом рынке медицинских услуг с точки зрения конкуренции, то он развивается достаточно хорошо. Для этого созданы все условия.
– Очень важная сфера услуг – социальное обслуживание населения. Как обстоят дела на этом рынке?
– Здесь у нас работают пять негосударственных областных учреждений. Поставщики социальных услуг получают государственную поддержку. В 2018 году в эту сферу было направлено более 900 тысяч рублей.
– В этом году список отраслей, которые попадут в программу развития конкуренции, увеличился с 14 до 34. Что из нового вошло в список?
– Например, розничная торговля лекарствами и медицинскими изделиями. На начало прошлого года доля частных аптек составляла 39 процентов, к 2022 году она должна возрасти до шестидесяти. По развитию всех рынков, в которых надо развивать конкуренцию, создаются дорожные карты. В ближайшее время они будут утверждены и переданы в органы власти, которые начнут работать над их осуществлением. Будут формироваться рынки ритуальных услуг, семеноводства, жилищного строительства, дорожной деятельности, строительного проектирования, кадастровых и землеустроительных работ, вылова и переработки водных биоресурсов, добычи полезных ископаемых и прочие.
– Сегодня некоторых отраслей вообще нет. А некоторые вроде бы есть и вполне себе действуют. Что даст их включение в список рынков, в которых нужно развивать конкуренцию?
– Будут установлены ключевые показатели и разработаны мероприятия для того, чтобы они развивались. Сейчас организации на некоторых рынках возникают стихийно. Дорожные карты предполагают мероприятия, направленные на их поддержку со стороны законодательных, исполнительных и муниципальных властей. Например, будут выделяться свободные помещения, земельные участки, оказываться консультативная помощь в составлении бизнес-планов, в оформлении документов для получения грантов. Также создаётся микрофинансовая организация, которая будет выдавать займы на сравнительно небольшую сумму под низкий процент. Она будет располагаться в здании МФЦ, где уже функционируют Центр поддержки бизнеса, Центр экспортной поддержки. То есть бизнесмен в одном месте сможет получить и необходимые консультации, и помощь в оформлении документов, и финансовую поддержку.
В 2018 году к этой работе активно подключились муниципальные образования. У них определены свои перечни рынков, на которых нужно развивать конкуренцию, свои меры их поддержки, утверждены свои показатели, к которым они стремятся, и средства их достижения. Наиболее активно эта работа ведётся в Ленинском, Облученском и Смидовичском районах.
Беседовал Михаил КЛИМЕНКОВ