«Качественные ритуальные услуги – не роскошь, а дань уважения к усопшему»

Такое мнение высказал в интервью газете «Ди Вох» распорядитель ритуальной службы «Память» Рустем Садыков.

БИРОБИДЖАН, 11 июня, «Город на Бире» - В одной известной интермедии Михаила Жванецкого к ни о чём не подозревающему человеку приходит похоронная команда из 12 музыкантов и требует вынести покойника. Чтобы избавиться от непрошеных гостей, хозяин квартиры спрашивает: «Почём стоит похоронить?» Ему отвечают: «По три рубля на лицо». «А если без покойника?» – интересуется хозяин. «По пять, хотя и унизительно для коллектива». Выдуманная смешная ситуация в наши дни становится печальной реальностью. Рустем САДЫКОВ, распорядитель ритуальной службы «Память», может рассказать не одну подобную и очень не смешную историю.

– Рустем Альбертович, мне кажется, что большое количество предприятий на рынке ритуальных услуг на самом деле только усложняет процесс погребения. Люди хотят проводить близкого человека спокойно и достойно, а вместо этого вынуждены участвовать в конкурентной борьбе компаний за клиента. Это сейчас везде так или только у нас?

– Биробиджан не хуже и не лучше других городов в этом плане. Сейчас везде близких родственников ушедшего из жизни человека начинают атаковать так называемые ритуальные агенты. Многие предприятия не заботятся о качестве предоставляемых услуг, а хотят взять количеством. Вот и наращивают штат «бегающих людей». Из каких источников они получают закрытую оперативную информацию, остается только догадываться.

– И что, правоохранительные органы на это никак не реагируют?

– Не знаю почему, но не совсем чистые методы работы некоторых представителей ритуального бизнеса не попадают в поле зрения правоохранительных органов.

– Можно ли уберечься от непрошеных гостей и навязываемых ими услуг?

– Никто не может навязать вам какие бы то ни было услуги, в том числе ритуальные. Добросовестные похоронные предприятия узнают о постигшем кого-то несчастье не от информатора, а непосредственно от заказчиков, то есть от родственников умершего человека. То есть надёжное сотрудничество с ритуальной службой начинается с вашего самостоятельного звонка в эту службу, а не с подписания непонятных договоров с не пойми откуда взявшимся агентом. На подготовку похорон в летнее время требуется несколько часов, зимой – чуть больше суток. Так что соглашаться на условия похоронного агента уже через полчаса после смерти близкого человека нет никакой необходимости. У семьи вполне достаточно времени, чтобы принять осмысленное, взвешенное решение, какими должны быть эти похороны и какое предприятие в состоянии их обеспечить.

– Почём нынче похоронить человека?

– По-разному. Начнем с того, что каждому гражданину государство гарантирует так называемые социальные похороны. Людям, которые берут на себя организацию похорон, выдается специальное пособие на погребение – чуть больше шести тысяч рублей. Сами понимаете, ни о каком почтении к усопшему при таких затратах говорить не приходится. Эта услуга включает возможный минимум: предоставление участка земли, транспортировка тела, самый простой гроб. Как правило, с подобными заказами работают не частные предприятия, а муниципальные.

Большинство семей всё-таки стремятся проводить дорогого им человека достойно. И здесь цена будет зависеть от множества факторов, вплоть до того, много ли людей придут проводить человека и какое время года на дворе.

Похоронные службы не могут работать по одному прейскуранту. Например, у серьёзных фирм много техники, другие обходятся необходимым минимумом. У кого-то постоянный штат рабочих, кто-то прибегает к услугам шабашников. Всё это влияет на итоговую стоимость договора о погребении. Предметно я могу говорить только о своём предприятии. Например, функцию катафалка у нас выполняет комфортный корейский автобус. Причём инструмент туда рабочие ритуальной службы «Память» не грузят, бригада передвигается на специальном автомобиле. О том, что наши рабочие обязательно одеты в униформу, я уже не говорю. Это всё вроде бы мелочи, но на самом деле именно такие моменты и создают общее впечатление уважения и основательности.

– Наших читателей нередко интересует вопрос, будет ли строиться крематорий в Биробиджане?

– Я уверен, что крематорий у нас не построят. Да он и не очень-то нужен. Биробиджан – город небольшой, традиционный. Если по каким-то причинам тело нужно обязательно кремировать, это без проблем можно сделать в Хабаровске. С учетом транспортных расходов и трудозатрат стоимость такого погребения будет выше обычного.


Рабочие «Памяти» заканчивают установку мемориала нашим медсёстрам, погибшим в Сирии. Сохранить эту красоту и величественность – забота родных. Не исключено, что для защиты от вандалов здесь подключат видеонаблюдение.

– Пожалуй, я согласен, что скромная плита, за которой спрятана урна с прахом, – это не в наших традициях. Разнообразие памятников на местном кладбище порой удивляет…

– Да, выбор современных надгробий огромен: от простой бетонной тумбы до авторского памятника из гранита или мраморной крошки. Гранит особенно популярен. Это долговечный камень, работать с ним очень удобно. Сначала ретушёр готовит макет памятника в компьютерном изображении, потом специальный станок переносит изображение на камень. Обычно мы стараемся не предлагать гранитные памятники для установки в день похорон. По техническим условиям лучше, если грунт в месте захоронения сначала осядет. Вот после подсыпки тяжелый памятник уже можно установить. Однако родственники часто просят привезти памятник на кладбище, чтобы он «просто был на похоронах». Мы искренне стараемся убедить людей, что так делать не следует. Детали памятника из дорогого камня, лежащие без присмотра, – объект повышенного интереса со стороны мародёров. К сожалению, в России 90 процентов кладбищ не охраняются. С могил крадут всё: от печенья до оград. Цветы, венки, памятники, вазы, скамейки… И, знаете, в ряде случаев воры – это даже не маргинальные личности, желающие заработать на бутылку. Иногда так промышляют мелкие похоронные конторы, которые не утруждают себя приобретением нового товара. Отмоют, почистят – и пустят в повторную продажу.

Работники кладбища за такой вандализм ответственности не несут: по закону сохранность могилы – головная боль родственников умершего. Более того, в закон «О похоронном деле» готовятся поправки, которые разрешат властям рекультивацию кладбищ. То есть, если захоронение неухоженное, заброшенное, его можно будет снести.

– Это как-то скажется на вашей работе?

– Сложно сказать. Очевидно только то, что услуга по сопровождению захоронений будет становиться всё более востребованной. Пока будем ориентироваться на это. А вообще, мы всегда на связи и готовы к любым оперативным решениям. Ритуальная служба «Память» работает 365 дней в году. А если какой-то «беглый» агент убеждает вас, что мы в отпуске, эмигрировали за границу или вообще пропали без вести, знайте, что это, мягко говоря, фантазии. Не стоит верить и разговорам, что наши услуги баснословно дорогие. Точно так же, как и остальные участники рынка ритуальных услуг, мы предлагаем и вполне доступные по цене варианты. Есть такое выражение – «скромно, но со вкусом». Я бы добавил, что ещё и с уважением. Варианты наспех и как попало, лишь бы подешевле, – это не про нас.

Расспрашивал Александр Драбкин

Joomla SEF URLs by Artio