В многочисленные обязанности полковника внутренней службы Сергея Хавротина, начальника информационного центра УМВД России по ЕАО, входит организация и проведение встреч с населением. На них он рассказывает, какие государственные услуги оказывает его подразделение. Не так давно подобная встреча прошла на Втором Биробиджане, на которой побывал и журналист «Ди Вох». Молодёжи было мало, основную часть аудитории составляли люди в возрасте – впрочем, это всегда так.
БИРОБИДЖАН, 18 апреля, «Город на Бире» – Ни молодым, ни старым информация о том, как получить, например, справку о судимости, особо интересной не была. Вот если о ворах и хулиганах поговорить – так это с большим удовольствием. И лишь одним пунктом выступления полицейского чиновника старики заинтересовались: информационный центр может документально подтвердить, что тот или иной человек был репрессирован по социальному или национальному признаку.
– Сергей Николаевич, я правильно понимаю, что речь идёт не об уголовных репрессиях, а об административных? Как часто к вам обращаются за такого рода справками?
– Мы говорим о процессе реабилитации граждан, подвергшихся административному выселению с территории постоянного проживания, то есть репрессированных в административном порядке. Некоторых, как вы знаете из истории, признавали кулаками и сгоняли с насиженных мест из-за этого. Других накануне Великой Отечественной войны и во время неё выселяли по постановлению правительства СССР в связи с национальной принадлежностью. Такова была государственная политика. Боялись, чтобы во время войны, не дай бог, не возникло пятой колоны. В основном тогда пострадали корейцы, а ведь многие из них были коренными жителями области. По большей части их вывозили в Среднюю Азию. После правительственных решений о реабилитации эти граждане стали обращаться за справками, чтобы восстановить свои честные имена. Конечно, это связано ещё и с тем, что государство предоставляет реабилитированным определённые льготы. Представителей того поколения в живых уже, наверное, никого не осталось. Но есть их дети, которые тогда либо были малолетними, либо родились в период репрессирования родителей. Если у них есть подтверждающие документы, мы выдаём соответствующие справки. Если документов нет, рекомендуем установить эти факты в судебном порядке. Тогда мы выдадим справку на основании судебного решения.
Совсем недавно к нам обратился житель Самарской области с просьбой прислать сведения об имуществе его раскулаченного отца. К сожалению, нам самим не всегда удаётся сразу найти необходимую информацию. В ноябре прошлого года по обращению одного гражданина мы искали информацию в самых разных источниках, а нашли в «Книге памяти»...
Есть совершенно неожиданные обращения. Как-то пришла к нам женщина – жительница Биробиджана. Её отец был репрессирован в уголовном порядке. Дело этого политического заключенного мы запросили из Новосибирска. Нам прислали его на время, для ознакомления. А человек, оказывается, писал стихи. В местах лишения свободы он вёл тетрадку, в которую эти стихи и записывал. Потом он их вслух читал какой-то группе заключённых, которая собиралась в кочегарке. За это дело ему добавили срок, а тетрадка стала вещественным доказательством его вины и хранилась при деле. Заявительница тетрадку забрала и даже высказала намерение издать стихи отца, но само дело её почему-то не заинтересовало. Мы звонили ей несколько раз, просили: приди, почитай, – но она так и не пришла.
– Услуги, которые информационный центр оказывает населению, бесплатные?
– Всего мы оказываем пять государственных услуг, из них одна платная – проставление апостилей на документы, выданные нами. Обычно они требуются в связи с выездом за границу на постоянное место жительства. За проставление апостиля взимается государственная пошлина: 2500 рублей за каждый документ. Бесплатно, по заявлениям граждан, мы предоставляем справки о наличии либо отсутствии судимости и о привлечении лица к административной ответственности за незаконное употребление наркотических средств. Такие документы иногда нужны при трудоустройстве. О выдаче справок о реабилитации я уже рассказал. Ещё есть услуга, касающаяся выдачи архивных справок работникам полиции, уволившимся по разным причинам. Иногда такие документы требуются членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Документы мы готовим в пятидневный срок. Подать заявку можно в том числе и через единый портал государственных услуг. Даже справку о наличии судимости сейчас можно заказать по интернету, но получение её возможно только лично и при предоставлении паспорта. Это связано с защитой персональных данных.
– И всё же, полагаю, спектр задач у информационного центра гораздо шире, нежели предоставление гражданам разного рода справок, пусть даже и таких важных. Какая ещё информация накапливается и систематизируется вашим подразделением?
– Мы занимаемся учётом преступлений, совершённых на территории области; лиц, их совершивших; а также предметов, имеющих непосредственное отношение к противоправным действиям. Это могут быть похищенные вещи, имеющие индивидуальные номера. Украли, к примеру, телевизор. У него есть индивидуальные признаки и персональный номер, а у потерпевшего имеется паспорт на этот самый телевизор. Обнаружив при производстве следственных действий или оперативных мероприятий предмет, сведения о котором хранятся в нашей базе, легко установить сам факт кражи, облегчить сбор доказательств и, как итог, вернуть потерпевшему похищенное имущество.
Также нами ведётся учёт похищенного, найденного и добровольно выданного огнестрельного оружия.
Ещё наше подразделение хранит дактилоскопическую базу – информацию о следах пальцев рук, образцы которых получают как в обязательном порядке (от военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов), так и в добровольном. Здесь же образцы, оформленные при производстве предварительного следствия. Можно привести сотни примеров, когда именно благодаря этой базе в считанные часы устанавливалась личность преступника или потерпевшего.
– Когда речь идёт об оценке качества работы сыщиков, участковых или, скажем, экспертов, им в зачёт в первую очередь идёт количество раскрытых преступлений. А ваш вклад в это кем-то учитывается?
– Мы подразделение обслуживающее. Так что нет, не учитывается. Мы формируем необходимую информацию, храним и предоставляем её тем, кому это нужно. А они уже используют её в целях раскрытия и расследования преступлений. Статистика нами ведётся пока только относительно количества личностей, идентифицированных по следам пальцев рук. Не исключено, что благодаря информации из нашей базы раскрывались кражи мобильных телефонов, поскольку именно у нас накапливается информация о номерах сим-карт и IMEI – идентификаторах мобильного оборудования, но учёт таких фактов мы не ведём.
Беседовал Александр ДРАБКИН