К такому выводу пришли участники межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-технологические механизмы тьюторского сопровождения, социализации и профессионально-трудовой подготовки детей с нарушениями интеллекта», которая прошла в Областном институте усовершенствования учителей
БИРОБИДЖАН, 27 ноября, «Город на Бире» - Профессора из Тихоокеанского госуниверситета и Приамурского госуниверситета имени Шолом-Алейхема, директора школ и педагоги из Амурской области, Хабаровского края, республики Саха (Якутия) и Еврейской автономии поделились с коллегами своим опытом по социализации детей с нарушениями интеллекта.
Почти в каждом докладе звучало модное нынче выражение «инклюзивное образование». Но педагоги по-прежнему не до конца понимают, как применить это зарубежное решение в реалиях российской школы.
Профессор кафедры теории и методики педагогического и дефектологического образования из ТОГУ Леонид Блинов сразу обозначил разницу в понятиях «интеграция» и «инклюзия» и отметил, что тьюторского сопровождения умственно-отсталых детей быть не может, потому что оно предполагает самореализацию, то есть чёткое осознание того, что я могу, что я думаю, на что я направлен, и как я дальше буду жить в социуме.
- Мера социальности образования – насколько ребёнок приспособлен к той среде, в которую он должен войти, то есть может ли он установить контакт, решить свои бытовые вопросы, войти в систему, - считает Леонид Викторович. - Работать только с дефектом – бесполезно. Мы никогда не откорректируем его и не исправим. Это не опухоль, это не недостаток, который можно по-медицински как-то устранить. Но есть компенсаторные механизмы детского организма, на которые мы можем опираться, и в результате как-то нивелировать этот дефект. В результате этой работы, ребёнок может войти в социальную действительность. Программу под каждого ребёнка с нарушениями интеллекта мы делаем, исходя из перспектив его адаптации к той социальной среде, в которой он находится. Мы, наконец, переходим в прагматическую ориентацию, где каждое образование должно приносить пользу.
Сейчас педагоги в российской школе работают в условиях так называемой «дикой инклюзии», когда это понятие было привнесено в школу искусственно. Вместо разработки принципов инклюзивного образования, школы обязали создать формальные условия в рамках «доступной среды». Но, в большинстве случаев, родители не хотят видеть в одном классе со своими детьми колясочников, слабослышащих, слабовидящих ребят.
- Есть инклюзия для тех, кого можно включить, если у ребёнка сохранный интеллект. А ребёнка с синдромом Дауна, например, никак включать нельзя. Вы знаете, насколько безжалостны дети, особенно в начальной школе. Принимая закон, нам сказали, что школа должна учить любого ребёнка. Но в малокомплектных школах для обучения детей с умственной отсталостью должен быть целый штат дополнительных педагогов – дефектолог, олигофренопедагог, психолог, тьютор, - отметил Леонид Блинов. - Если мы единично будем сажать детей в обычные классы – то это как раковая опухоль. Она просто разрушит нормальную систему. В этом и заключается понимание целей инклюзии. Инклюзия – это организация общего мира жизни для всех. Ребёнок с умственной отсталостью может играть в баскетбол со всеми обычными детьми, петь песни, ходить на театральные представления, и так социализироваться. Но учиться он должен не в условиях общеобразовательной школы, а в специализированном классе или школе у подготовленных педагогов.
Также на конференции был представлен опыт работы стажировочной и базовых площадок по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», которые были развернуты на базе специализированных школ-интернатов, работающих с детьми-инвалидами в посёлке Бира Облученского района и в селе Ленинское. Директора этих школ рассказали о своих методических наработках, о достижениях воспитанников, выслушали ответные доклады от своих коллег из Хабаровского края и республики Саха (Якутия). Все материалы конференции планируются к публикации в журнале «Педагогический вестник ЕАО» и в научно-методическом сборнике.
Гости конференции отправились с дружеским визитом в «Специальную (коррекционную) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» в посёлке Бира. Там они смогут своими глазами посмотреть гостиницу, где дети получают навыки самостоятельной жизни и учатся готовить, классы и мастерские, побывают на открытых мероприятиях и уроках.
Вера Аликова