Прилично оплачиваемую работу в ЕАО находят водители, электросварщики, бульдозеристы, экскаваторщики и другие обладатели рабочих профессий, пишет газета «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 12 августа, «Город на Бире» — По данным Роструда, в июне этого года коэффициент напряжённости на рынке труда в ЕАО оказался самым низким по стране – 0,09, тогда как в целом по РФ он составил 0,5.
Напомним, что этот показатель определяется как отношение числа ищущих работу к количеству вакансий, заявленных работодателями. То есть чем меньше нуждающихся в трудоустройстве граждан и чем больше предлагается рабочих мест, тем вроде бы благополучнее ситуация с безработицей в этом регионе.
Однако в течение последних лет наша область постоянно фигурирует в списках регионов с высоким уровнем безработицы. Он определяется как от-ношение числа безработных к численности экономически активного населения в регионе. Попытаемся разобраться, каково же всё-таки положе-ние дел в ЕАО.
Рис. Вячеслава ШИЛОВА.
Всё хорошо?
По данным областной службы занятости населения, на конец июля 2019 года в поиске постоянной работы состоял 1131 человек. Численность работоспособного населения ЕАО, по данным статистики, составляет 77,6 тысячи человек. То есть уровень безработицы – примерно 1,5%, что вроде бы не является высоким показателем.
Есть ещё другая методология определения уровня безработицы, предложенная Международной организацией труда (МОТ). Она учитывает тех, кто обращался не только в государственные центры занятости, но и в коммерческие, а также искал работу в СМИ или интернете, непосредственно обращался к работодателям или просто заявил, что не имеет работы. Казалось бы, такой метод даёт результат, более приближенный к реальности. Однако определяется уровень безработицы методом выборочного опроса.
– В регионах с большой численностью населения и плотностью проживания такой метод действительно более точно характеризует состояние безработицы и динамику её изменения, – считает заместитель начальника управления занятости населения правительства ЕАО Виктор БЕРЕЗОВСКИЙ. – В малых же субъектах РФ с большой удалённостью населённых пунктов друг от друга, как в нашей области, создать корректную выборку респондентов невозможно. Даже в сёлах одного района ситуация разная. Поэтому результаты по методике МОТ постоянно разнятся, порой – в разы, в зависимости от того, где был проведён опрос, и не отражают объективной картины.
Такие выборочные обследования всё-таки проводятся территориальными органами статистики. В декабре 2016 – феврале 2017 года уровень безработицы по МОТ составил 8,4%. В августе – октябре прошлого – 6,9%, что было выше среднего показателя по России и самым высоким в ДФО. Но уже во втором квартале текущего года он снизился до 4,3%, то есть безработными себя признали примерно 3300 человек. В ДФО лучше показатель только в Хабаровском крае. Как видим по последнему исследованию, уровень, определённый по методике МОТ, втрое выше, чем данные, при которых учитываются только безработные, зарегистрированные в службах занятости. Однако, как бы ни вычисляли, уровень безработицы в ЕАО не выглядит устрашающе.
Но мы-то знаем, что ситуация с трудоустройством у нас в области далека от благополучной. Так в чём же дело?
Я б в директоры пошёл?
По данным центров занятости населения, найти какую-нибудь работу в ЕАО может каждый. Более того, вакантных рабочих мест на порядок больше, чем зарегистрированных безработных, – 10 073. Напомню, на учёте сейчас состоят 1131 человек. Впрочем, пристально изучив списки вакансий на портале «Работа в России», начинаешь понимать, почему так велик разрыв между спросом и предложением.
Самая востребованная в ЕАО категория профессий на рынке труда – тракторист-машинист. На них в службы трудоустройства подано 1400 заявок. Основная часть – от фермеров. Что же обещают работодатели тем, кто откликнется на их предложение? Многие – работу на полставки и зарплату от 9100 рублей. Кого заманишь таким заработком? Есть предложения более весомые – от 21 тысячи рублей, но и они не впечатляют. Уборщице производственных и жилых помещений обещают зарплату от 18 тысяч рублей.
– К нам перед отопительным сезоном регулярно обращаются примерно 300 жите-лей сёл и посёлков для уст-ройства на работу кочегаром, – рассказал Виктор Березовский. – Большинство из них – бывшие трактористы. Предлагаем им вакансию тракториста в КФХ. Нет, говорят, я зиму отработаю в кочегарке, а летом начнется огород.
На недостаток кадров механизаторов жалуются все фермеры. Гастарбайтеров вызывают из Поднебесной не от большой любви к китайцам. Но случаи, когда фермер направляет в амурзетское ПУ или Ленинский сельхозтехникум парней с перспективой после окончания учебы устройства их на постоянную работу с приличным заработком единичны. В основном они касаются родственников фермеров. Остальные обучившиеся на востребованные в сельхозпредприятиях профессии предпочитают армию и потом контрактную военную службу. Так что вакансии на этих рабочих вряд ли будут удовлетворены службой трудоустройства.
Кто находит прилично оплачиваемую работу, так это водители, электросварщики, бульдозеристы, экскаваторщики и другие обладатели рабочих профессий. В общем числе таких вакансий на сегодня 9700. Те, кто получит такую профессию в ПУ, не прогадает. Однако молодежь сейчас стремится в вузы. Конечно, диплом медика сегодня и в обозримом будущем – гарантия трудоустройства. Не останутся без работы и выбирающие педагогическую стезю. Но далеко не все обладатели вузовских дипломов быстро найдут в ЕАО устраивающую их работу. Зарплаты молодых специалистов невелики, жилье предлагается нечасто, а с такими дипломами можно найти работу получше в других регионах.
А если молодой человек хочет остаться в ЕАО и амбициозен, то в расчете на таких портал «Работа в России» на запрос «директор» выдал аж 153 вакансии. Требуются директора завода, фирмы, представительства, по экономике, коммерческий, директор клуба и предприятия общественного питания. Разумеется, претендовать на эти должности могут только люди с высшим образованием. Опыт работы часто не требуется. Но оклады сулят в основном от 18 до 25 тысяч рублей.
Понятно, что в таких условиях коэффициент напряженности на рынке труда будет оставаться на низком уровне: предложение соответствующих вакансий всегда будет значительно выше, чем спрос на них.
Летите, голуби, летите?
Каким же образом удаётся в ЕАО, где практически не осталось крупных промышленных предприятий, а в сёлах выживают в основном мелкие крестьянские хозяйства, удерживать показатель безработицы на довольно низком уровне?
Отчасти усилиями служб трудоустройства. Примерно 75% тех, кто обращаются за помощью, в течение четырех-пяти месяцев находят работу. Способы помочь им разные. От переобучения требующимся на рынке труда профессиям до содействия в организации собственного дела. Однако все эти меры рассчитаны на людей инициативных, стремящихся найти себе достойное занятие, приносящее доход. Они открывают парикмахерские, шиномонтажные мастерские или салоны по ремонту обуви, другие индивидуальные предприятия. Немало жителей ЕАО сегодня работают вахтовым методом в других регионах. Найти такую работу им тоже могут помочь в службах занятости.
Ещё больше так называемых самозанятых, которые далеко не всегда регистрируются в государственных органах. Это касается, прежде всего, жителей сёл, отдаленных от районных центров. В службу занятости не наездишься, да и вакансий, кроме тракториста-машиниста, там немного. Живут эти люди на доход от личного подсобного хозяйства, от сбора дикоросов. Сколько их, сказать трудно. Как неизвестно и число прописанных в ЕАО, но постоянно проживающих и работающих в других регионах. Это в основном молодые люди с образованием и востребованной на рынке труда профессией. Однако, мне думается, большинство из них не вернутся в родные места: интересную работу с достойным заработком они вряд ли найдут. Даже несмотря на низкие официальные уровни безработицы и коэффициенты напряженности на рынке труда.
Михаил КЛИМЕНКОВ