«Большая перемена» по-биробиджански


По общему мнению, в «вечерке» учиться легче, чем в обычной школе.

В школе для взрослых побывал журналист «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 9 мая, «Город на Бире» – Честно признаюсь: я думал, что школы, в которых учатся взрослые люди, давно ушли в прошлое. И был удивлён и слегка озадачен, узнав, что они не только существуют, но и в меру востребованы: в Биробиджане на вечерней очно-заочной форме обучения находятся 120 человек

ШКОЛЫ рабочей молодёжи – ШРМ – появились в военные годы, когда многие подростки заменили отцов в заводских и фабричных цехах, при этом не оставляя мечты получить аттестат и поступить в вуз. Впрочем, и раньше были рабфаки, школы колхозной молодёжи, на которых учились без отрыва от производства. В необходимости таких форм обучения никто не сомневался и после войны. Мой отец, например, оставшись из-за тяжёлой болезни деда практически старшим в большой семье, вынужден был в шестнадцать лет пойти работать. И только благодаря вечерней школе и заочному обучению он получил среднее, а потом и высшее образование.

Такие школы существовали долго. Довелось и мне узнать, что это такое. Правда, не в качестве ученика. После университета мы вместе с женой устроились в ШРМ в северном городе Ивделе, основным населением которого были заключённые и их охранники. В каждой колонии была школа, в одной из них мы и преподавали. Не скажу, что все наши ученики вынесли прочные знания, но большинство посещало школу не без пользы. Она была единственным местом, где можно было отвлечься от мерзостей зэковской жизни.

– Знания у нас дают бесплатно.
– Бесплатно?!
– Бесплатно.
– И много дают?
– На жизнь хватит.
– Тогда я учусь!
Диалог Нестора и Тимохина. «Большая перемена», 1973 (реж/пост. Алексей Коренев)

ВАЛЕНТИНА МОШКИНА начала работать в вечерней школе в те же 70-е годы, что и я. Но учились в ней люди, не преступавшие закон. По крайней мере, не уличённые в этом.

– Я работала в школе при «Дальсельмаше», – с удовольствием вспоминает Валентина Александровна. – Заводское начальство уделяло обучению молодёжи большое внимание. При первой возможности перевели школу из деревянного здания с печным отоплением в освободившееся кирпичное. Закупали мебель, учебные пособия. Требовали, чтобы все рабочие, у которых нет аттестата зрелости, получали среднее образование. Следили за посещаемостью. За успехи в учёбе поощряли материально.

В Биробиджане тогда было четыре вечерних сменных общеобразовательных средних школы – так с 1959 года стали называться ШРМ. Несмотря на введение годом ранее всеобщего обязательного среднего образования, а может быть, благодаря этому, «вечерки» ещё несколько десятилетий не пустовали. Но с ростом материального благосостояния и нацеленности большинства ребят на высшее образование учеников в них постепенно становилось всё меньше. Школы объединяли, пока не осталась одна, размещавшаяся в здании бывшей школы № 15 на Втором Биробиджане. В январе этого года помещение передали Центру детского творчества. Но возможность продолжить или возобновить обучение у тех, кто покинул стены обычных общеобразовательных школ, не исчезла.

С УТРА школа № 16 – обычная средняя. В ней учатся дети. Но во вторую смену классы занимают люди взрослые. Николаю ДАННИКУ тридцать лет. Обучение он завершил четырнадцать лет назад. Тогда считал, что восьмилетки ему вполне хватит: в начальники не метил, физической работы не боялся. Работал кочегаром, заработок был невелик, но на еду, одежду и развлечения хватало. После армии ещё пожил так же, но после женитьбы задумался о более доходном месте. Попробовал устроиться в полицию – и сразу получил от ворот поворот: берут только со средним образованием. Тогда-то он и пришёл в эту школу.

Его одноклассник Денис КРЮЧКОВ хочет быть помощником машиниста. Можно было бы пойти в железнодорожный колледж, но там без среднего образования нужно учиться четыре года. А ему для получения среднего образования нужно только пройти программу 11-го класса и сдать ЕГЭ.

ОЛЕСЮ её работа вполне устраивает. Но сейчас она в декретном отпуске и решила пока пополнить свои знания:

– У меня старшая дочь в седьмом классе. Порой просит помочь ей в уроках, а я мало что помню. Вот и решила подучиться.

Свою фамилию при этом Олеся назвать не захотела. А некоторые и разговаривать, а тем более фотографироваться наотрез отказались.

– Чего я буду светиться? Ведь многие считают, что в вечерней школе учатся тупицы, которых из школы выгнали, – пояснил один из «отказников».

В общем-то, его понять можно: вечерняя школа сегодня – не лучшая рекомендация. Сюда идут прежде всего те, кто в школе не блистал успехами. Большинство из 120 здешних учеников программу не тянули. Хотя сразу надо сказать: неуспеваемость далеко не всегда является результатом какой-то умственной неполноценности. Причины чаще всего надо искать в дефектах семейного воспитания, а порой – и в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

ПОЧТИ ВСЕ вечерники признают, что учиться здесь легче, чем в обычной школе. Форма обучения – очно-заочная. В год – четыре сессии по месяцу. В это время занимаются в классах. Затем месяц выполняют домашние задания, по которым потом сдают зачёты. Посещаемость строго не контролируется, поэтому на уроках редко собирается весь класс.

– В обычной школе у учителя 30-40 учеников, до каждого он не дойдёт, – пояснила Евдокия ТУРЕЦКАЯ. – А здесь, если что непонятно в задании, можно прийти на консультацию в межсессионный период.

Конечно, контингент вечерней школы неоднородный. Есть среди учащихся те, кто просто бесцельно просиживает здесь штаны или платья. Есть те, кто не знает, чем заняться. ЕВГЕНИЯ, например, после девятого класса поучилась на повара-кондитера, но профессия ей не понравилась. Училище бросила, другую стезю ещё не приглядела. Пока учится здесь, авось определится.

– Но есть у нас и серьёзные люди, которые учатся сознательно, – рассказала заместитель директора школы

№ 16 по учебно-воспитательной работе Лилия ШКУРАТОВА. – Есть и семейные пары. Например, Марина и Владимир Шут живут в одном из сёл Биробиджанского района. Каждый день, даже в сессии, они ездить на занятия не могут, но стараются посещать их как можно чаще, все задания выполняют. Есть у нас учащиеся и из более отдалённых посёлков и сёл. Эти, конечно, учатся в основном заочно.

Посещать школу работающему человеку сегодня не так просто. Обучающимся в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении трудовое законодательство предоставляет отпуска только для сдачи выпускных экзаменов: девять календарных дней в 9-м классе и 22 календарных дня в 11-м. Остальное время изволь учиться за свой счёт, да и то если работодатель даст неоплачиваемый отпуск. Некоторые вынуждены по этой причине бросать учёбу.

Но как бы то ни было и как бы она не называлась, школа для взрослых людей продолжает существовать. И её учащиеся сдают ОГЭ-9 и ЕГЭ-11 по тем же правилам, что и все выпускники. Валентина Мошкина преподаёт математику.

– В прошлом году все 23 выпускника сдали ЕГЭ, причём пятеро на четвёрку, а одна на пять, – с гордостью говорит она.

Скоро и нынешним вечерникам предстоит держать испытания, так что после обеда коридоры школы № 16 не пустуют.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio