БИРОБИДЖАН, 2 ноября, «Город на Бире» – Миква переводится с иврита как «скопление вод». Это ритуальный бассейн для омовения. Издревле известно, что обосновавшись на новом месте евреи, прежде всего, были обязаны построить микву. Если у них не было средств для такой постройки, то им следовало продать все свои ценности, включая свитки Торы. Ведь без миквы, согласно еврейской традиции, невозможно продолжать нормальную супружескую жизнь.
У древних евреев не было плановой экономики, а в стране победившего социализма она была на первом месте, но за все за 84 года существования Еврейской автономной области ни в одной из героических пятилеток не планировалось строительство миквы. По сути, она должна была появиться в Биробиджане ещё до того, как построили здание обкома партии и даже первую синагогу. Об этом, до недавнего времени, никто рта не раскрывал, и только сейчас, на улице, названной именем великого атеиста Ленина, заканчивается строительство той самой миквы, без которой еврейская семья не сможет существовать.
Шмуэль Левин редактировал проект биробиджанской миквы с самого начала. Сейчас он специально приехал из Израиля специально, чтобы проконтролировать ход бетонирования самого бассейна.
Шмуэль – раввин и архитектор в одном лице. Окончил два курса архитектурно-строительного института в Харькове, потом решил «подняться в Израиль», а там вернуться к старым еврейским законам и традициям. Пять лет учился в ешиве, получил диплом раввина. Параллельно окончил университет и стал дипломированным архитектором. А после решил главную задачу своей жизни: объединить любовь к архитектуре и служение святым еврейским традициям. Он стал проектировать и строить миквы, контролируя при этом строгое соблюдение строительных и религиозных требований.
О цели своей командировки командировки в Биробиджан Шмуэль рассказал охотно:
- Здание миквы должно соответствовать особым требованиям с точки зрения еврейского закона. Миква наполняется только дождевой и проточной водой, и этому ничто не должно препятствовать. В древнем Иерусалиме выдалбливались бассейны, куда вода спускалась с гор самотеком, и туда окунались люди. Нашим предкам приходилось строить миквы на большой глубине, чтобы туда был свободный доступ воды. Сейчас используется обыкновенная вода, но она проходит все этапы очистки и должна соответствовать требованиям, выдвигаемым министерством здравоохранения. Эти требования не противоречат принципам кошерности, по мнению раввинов многих общин, - считает Шмуэль Левин. - Самый ответственный момент - это бетонирование самой чаши, она ни на каплю не должна протекать. Ещё до приезда сюда я консультировал местных строителей и архитектора. Для бетонирования необходима специальная опалубка, которая фактически подвешена. Это делается для того, чтобы в один день можно было забетонировать и пол, и стены.
Шмуэль Левин приложил свою руку к строительству многих микв на территории бывшего Советского Союза: в России, на Украине, в Белоруссии, в Узбекистане, в Казахстане. Проектировал миквы в Германии и Франции, самая дальняя миква построена им в Никарагуа, сейчас ведется работа на одном из островов Мексики - Исла Мухарес.
Молодому архитектору очень понравились здания в Биробиджане. Он отметил особый архитектурный облик центра Еврейской автономной области:
- С точки зрения архитектуры, мне очень понравилась ваша филармония. Современные здания достаточно стандартны на вид. Биробиджан отличается от израильских городов в лучшую сторону. Здесь есть архитектура. В Израиле все жилые дома однотипные, они любом городе одинаковые. Если сфотографировать улицу, то нельзя отличить, где именно, в каком городе она построена. За исключением, конечно, Иерусалима.
Также Шмуэль рассказал о том, что знаком с некоторыми биробиджанцами.
- В подмосковном городе Малаховка ваш земляк, бывший известный боксер Константин Яновский, сейчас занимается строительством миквы. Я скоро увижу его, и готов передать привет.
На строительном объекте побывал
Александр Драбкин