140 обращений поступило к бизнес-омбдусмену за 2,5 года

Сегодня наши предприниматели переживают отнюдь не лучшие времена. Бизнес-омбудсмен Николай МАКАРОВ в интервью «Ди Вох» рассказывает почему он не вправе вмешиваться в судопроизводство, и почему он не может помочь мелкому бизнесу в конкуренции с крупными сетевыми компаниями.


Николай Макаров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЕАО.

БИРОБИДЖАН, 10 октября, «Город на Бире» 

– Не раз слышал вопрос: какая, собственно, надобность в вашей службе? Мол, лучше бы был один уполномоченный, который бы решал все вопросы и с простыми гражданами, и с детьми, и с представителями бизнеса.
– Частные интересы граждан и интересы предпринимателей могут совпадать, а могут быть совершенно противоположными и даже конфликтными. К примеру, бизнесмен намеревается открыть своё предприятие в таком-то месте, а жители по каким-то причинам этого не хотят. И на чьей стороне в этом случае должен выступить уполномоченный? Кроме того, у нас работают опытные юристы, которые специализируются именно на проблемах предпринимательской деятельности.

– С какого времени вы работаете и какими силами располагаете на сегодняшний день?
– К выполнению своих обязанностей я приступил в марте 2013 года. До этого занимал должность заместителя главы мэрии города. Деятельность нашей группы, помимо меня, обеспечивают ещё три человека: секретарь и два юриста. Кроме того, в каждом районе из числа предложенных кандидатур подобран общественный помощник. За прошедшее время к нам поступило около 140 обращений.

– Недавно я присутствовал на заседании комиссии по распределению квот иностранной рабочей силы. На нём работодателям было, в частности, настоятельно рекомендовано поднять зарплату сотрудникам до средней по отрасли. Также члены комиссии выразили желание сильно сократить число запрашиваемых переводчиков. Помнится, некоторые предприниматели были этим крайне недовольны. К вам они не обращались?
– Не обращались. Хочу подчеркнуть, что мы работаем только по личным обращениям, желательно – письменным. Я участвую во всех заседаниях упомянутой комиссии, специально прихожу пораньше и в доступном месте кладу визитки со своими контактами, однако ко мне пока не обратился никто. Что касается поднятых вопросов, я абсолютно согласен, что предприниматели должны поднять заработок своих рабочих до средней по отрасли. Но это касается иностранных граждан, использующих иностранную рабочую силу. Дело в том, что такие рабочие получают две зарплаты. Одну – у нас, она достаточно скромная, и отчисления в бюджет области с неё идут очень небольшие. Другую, большую, – у себя на родине, в Китае. То есть основные отчисления производятся там. А это, считаю, неправильно. Что касается переводчиков, то я был категорически против сокращения квот. Иностранные рабочие, конечно, должны владеть русским языком, но не более чем на бытовом уровне. А знания зачастую нужны гораздо более глубокие. Надо владеть медицинскими, техническими терминами... Да и вообще, я по собственному опыту поездок в КНР знаю, насколько осложняет работу отсутствие переводчика. Поэтому и высказал мнение на комиссии, что уж если сокращать кого, то лишнего повара, подсобных рабочих... И моё мнение как члена комиссии было учтено. Переводчиков не сократили.

– Бизнесмены из соседних регионов открыли в нашем городе несколько гипермаркетов. Меня как рядового горожанина это только радует. А вот местных предпринимателей, думаю, нет. Некоторые из них не выдерживают конкуренции, закрывают свои мелкие торговые точки. Поступали ли к вам обращения с просьбой повлиять на ситуацию? Интересовались ли вашей позицией по этому поводу представители местной власти?
– Нет. Впрочем, и вмешиваться в эту ситуацию я не могу, а поэтому своей роли тут не вижу. Мы вправе по заявлению предпринимателя предпринять какие-то шаги, если имеется конфликт государственных структур и хозяйствующего субъекта. А тут конфликт бизнес-интересов, здоровая конкуренция. Ничего нельзя возразить, тем более что по многим показателям такие гипермаркеты намного лучше мелких разрозненных торговых точек. А вот из Облученского района, где, насколько мне известно, тоже собираются открыть гипермаркеты, ко мне обратились предприниматели. Я порекомендовал им написать в органы местного самоуправления письмо с просьбой провести мониторинг ситуации, то есть выяснить у населения, насколько людям нужны эти гипермаркеты. На середину октября мы запланировали по этому поводу встречу, в которой примут участие представители органов местной власти, предприниматели, я, сотрудники УФАС...

– Уже долгое время у биробиджанцев на слуху конфликт, связанный с кинотеатром «Родина». Я присутствовал на судебных заседаниях. Когда два известных в городе предпринимателя находились под домашним арестом, адвокаты не раз указывали на то, что их подзащитные не могут управлять бизнесом, из-за чего принадлежащие им предприятия несут миллионные убытки. Были зачитаны письма-характеристики от различных организаций с положительными отзывами в адрес обвиняемых. Вы не сочли возможным подготовить какую-нибудь официальную бумагу в суд, чтобы помочь отстоять деловые интересы этих людей?
– Это уголовный процесс, и мы не вправе вмешиваться в судопроизводство. Разве только я как частное лицо мог написать письмо в защиту. Ещё раз подчеркну, что к нам должно поступить соответствующее обращение. Такового ни от самих предпринимателей, ни от их представителей не было. Что бы я мог сделать, так это выступить медиатором, то есть посредником, и попробовать урегулировать возможный конфликт заемщика с кредитором. На площадке уполномоченного устроить встречу предпринимателей с представителями банка, дабы стороны, учитывая сложившиеся обстоятельства, попытались договориться. Об отсрочке, реструктуризации долга или его части... Моя задача здесь – организовать встречу и повести разговор в нужном русле (К слову, в конкретном случае бизнесмены и руководство банка-кредитора уже нашли общий язык без посторонней помощи. – Прим. авт.). Опыт подобный работы у нас уже есть. Не так давно у одного из предпринимателей вышел конфликт с ресурсоснабжающей организацией. Я организовал их встречу, и в итоге стороны пришли к компромиссу.

– В самом центре города, возле Сквера Победы, на месте снесенного кафе «Посошок» образовался неприглядный пустырь. Предприниматель Александр Пастухов просил выделить ему дополнительный участок земли под строительство медицинского центра, но гордума отказала ему. Бизнесмен, в свою очередь, не захотел продавать свою землю в столь привлекательном месте за бесценок. Абсолютно патовая ситуация! На ваш взгляд, возможно ли её разрешить?
– Не так давно я помог группе предпринимателей, в которую входил и Пастухов, в их конфликте с западными партнерами. На встрече представителей бизнес-сообщества я разговаривал с ним по этому вопросу и предложил официально обратиться ко мне. Мы изучим документы и посмотрим, насколько глубоко завяз он в этой истории и каковы наиболее оптимальные и законные пути решения проблемы. Александр Вульфович сказал, что в первом случае, с коллективным заявлением к нам, толк был, и пообещал подумать над обращением по скверу.

– Несколько недель назад в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому Россия может ограничить иммунитет иностранного имущества на своей территории. Это наш ответ на изъятие российских активов за рубежом по делу «Юкоса». Специалисты крайне негативно высказываются по этому поводу. Дескать, если такой закон будет принят, это пагубно скажется на инвестиционном климате России. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу. И, как вы считаете, насколько в инвестиционном плане привлекательна наша автономия?
– Я этот вопрос тщательно ещё не изучал, и своё экспертное мнение высказать пока не могу, поскольку тут требуется более глубокое понимание проблемы. Что же касается инвестиционной привлекательности области, то нынешний губернатор делает всё возможное, чтобы заинтересовать предпринимателей из Китая, Японии, Кореи, Израиля и других стран. В предприятия области начали вкладывать деньги. Есть очень серьезные проекты по сельскому хозяйству, по перерабатывающей промышленности. Александр Борисович – сам экономист очень высокого уровня, он знает, как реализовать эти проекты, как заинтересовать зарубежных инвесторов. Думаю, что наша область для представителей иностранного капитала может стать очень перспективной.

– Завершая нашу беседу, давайте подытожим: с какими проблемами к вам чаще всего обращаются деловые люди, и какую практическую помощь вы сегодня можете им оказать?
– Примерно треть обращений к нам носит системный характер и требует вмешательства федеральных властей. Скажем, это касается реализации алкогольной продукции. Там не совсем ясная ситуация с выдачей лицензий на продажу. Обращаются к нам предприниматели, если их, как они полагают, незаконно отстранили от участия в аукционе. Одного предпринимателя за одно и то же нарушение трижды привлекли к административной ответственности, и мы отстаивали его права. Если конфликт зашел достаточно далеко, то, если необходимо, мы помогаем подготовить документы в арбитражный суд. Нередко к нам обращаются по вопросам налогообложения. Более востребованной стала работа медиатора, когда приходится сводить две противоборствующие стороны на своей площадке, чтобы помочь им договориться. Мы организовываем встречи, семинары, круглые столы. Консультируем, если в законодательстве произошли какие-то изменения. Я состою в различных советах и совместно с надзорными органами принимаю участие в работе двадцати комиссий. По заявлению субъектов предпринимательской деятельности мы принимаем участие в плановых и неплановых проверках. В общем, работы довольно много.

Беседовал Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio