В ЕАО это событие отмечают более трех тысяч человек
БИРОБИДЖАН, 14 июня, «Город на Бире» - Сдать кровь в областной станции переливания сегодня пришли более шестидесяти биробиджанцев. В основном, молодежь — студенты Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, медицинского и педагогического колледжа, рабочие, служащие.
Плазма крови и другие ее компоненты — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, по-прежнему являются незаменимыми в лечении тяжело больных пациентов. Равноценных искусственных препаратов ученые пока не нашли. Между тем, потребность в них не снижается. Ежедневно в медицинских учреждениях области проводятся хирургические операции, принимаются роды, выполняются различные терапевтические процедуры, связанные со спасением жизни.
— При гемолитической болезни у новорожденных, например, это главное условие выздоровления. Других действенных методов терапии, кроме полной замены крови на нормальную донорскую здесь не придумано, — говорит Владимир БУТЬКО, главный врач областной станции переливания крови.
В ЕАО — свыше трех тысяч доноров, которые ежегодно сдают около трех тонн крови. Шестьсот тридцать человек имеют звание «Почетный донор Российской Федерации» — они сдавали кровь либо плазму более сорока и шестидесяти раз соответственно.
Обычно, в коридорах биробиджанской станции переливания не многолюдно. В День донора — картина иная.
— Бывает по-разному. В среднем, за день проходит человек десять. Когда возникает острая необходимость в большом количестве крови определенной группы, мы обзваниваем наших постоянных доноров, а также обращаемся к населению через СМИ, — рассказывает Марина ВАСИЛЬЕВА, медсестра отделения комплектования. — Откликаются и те, кто сдавал кровь давно, и «новички», кто делает это впервые. Много людей приходит в Дни донора — международный и национальный, о которых населению рассказываем и мы, и сотрудники регионального отделения Всероссийского Красного креста в ЕАО.
Жительница Биробиджана Оксана ПИЧУШИНА стала донором семь лет назад.
— Ехала по делам и услышала объявление по радио: для экстренной операции тяжелобольному требуется кровь второй отрицательной группы. У меня как раз такая. Долго не думала — развернула машину, приехала — сдала кровь, — вспоминает женщина. — Сегодня пришла второй раз. Так сложились обстоятельства.
Первым делом врачи знакомятся с самочувствием добровольцев. В анкете, которую при этом нужно заполнить, вопросы по поводу принимаемых медицинских препаратов и алкоголя, о наличии недомоганий, инфекционных заболеваний. Любители пирсинга, татуировок, акупунктуры, скорей всего, тоже будут отнесены к группе риска: подобные процедуры могут вызывать нежелательные изменения в организме.
Общее состояние человека оценивает терапевт. В клинической лаборатории выясняют, годится ли кровь добровольца для сдачи.
— Для экспресс-диагностики достаточно буквально капли крови. Аппаратура автоматически определяет содержание эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, группу крови, ее резус-фактор, — знакомит меня с работой лаборатории фельдшер-лаборант Лидия БУЗДУГАН. — Результат готов через несколько минут и сразу же заносится в электронную базу данных.
При отсутствии противопоказаний можно идти дальше. Сперва в буфет — для поднятия тонуса.
— Здесь донор пьет чай с сахаром и печеньем, настраивается на процедуру сдачи крови. Иногда видишь: человек волнуется. Подбадриваешь его, разговариваешь — тревога проходит, — приоткрывает секреты работы Оксана ХУДЯКОВА, санитарка донорского отделения.
Она, как пожалуй и все в этом медицинском учреждении, тоже сдавала кровь.
— У меня папа, Василий Борисович Гнездилов, почетный донор, — объясняет женщина. — Помню, он сдавал кровь, когда я еще ребенком была. Хотя работал он трактористом в ПМК-94. А я стала донором недавно.
Донорский зал сами врачи станции переливания называют операционной. Здесь их две. В одной берется цельная кровь, а разделение ее на составляющие выполняется позже. В другой операционной эти два процесса идут одновременно на установках плазмофереза. Кровь поступает в прибор небольшими порциями. Плазма собирается в специальные контейнеры-гемаконы. Компоненты крови возвращаются в организм донора. Так продолжается, пока не наберется нужный объем кровяной плазмы — до шестисот миллилитров. Продолжительность процедуры — около часа. Простой забор крови проходит быстрее — в пределах тридцати минут.
— Сдаю кровь восемьдесят первый раз, с тех пор, как впервые пришел на станцию переливания по совету знакомого. Было мне тогда восемнадцать лет, учился в училище. Сейчас — двадцать девять, работаю на железной дороге, — рассказывает Василий БЕЛАШ, житель Биробиджана. — Прихожу дважды в месяц, сдаю плазму. Никаких неприятных ощущений ни в процессе забора крови, ни после. Здесь можно даже вздремнуть немного. Потом спуститься попить чай. На работе к тому, что я сдаю кровь, относятся с пониманием. Дают положенные два выходных дня для восстановления сил.
Прежде, чем кровь поступит в лечебные учреждения, ее дополнительную проверяют на качество. Современные технологии позволяют «разглядеть» следы присутствия вирусов — возбудителей СПИДа и гепатитов. Кроме того, компоненты крови должны быть свободны от аллергических факторов — посторонних белков. На соответствующие исследования уходит восемнадцать часов. Плазма крови, помимо того, проходит так называемую карантинизацию.
— Эритроцитарная масса и тромбоциты имеют небольшой срок годности, у плазмы он значительно дольше. Но при этом возрастает риск проявления скрытых вирусных инфекций. Чтобы исключить такую вероятность, и нужна карантинизация, — объясняет Ольга КОНСТАНТИНОВА, исполняющая обязанности заведующей отделением заготовки крови. — При этом плазма замораживается, а решение о ее безопасности принимается через шесть месяцев, если при повторном обследовании донора у него не появилось признаков заболеваний.
Если сомнения у специалистов все-таки остаются, а это бывает примерно в 30-40% случаев (например, когда донор уехал или с ним попросту невозможно связаться), плазма подвергается специальной обработке. В том числе с применением ультрафиолетового облучения, которое лишает вирусы способности к размножению.
Биробиджанская станция переливания входит в единую федеральную электронную базу данных службы крови. Ежедневно сведения о запасе заготовленных компонентов и их расходовании поступают в Москву. На учете — и сами доноры, за каждым из которых закреплен уникальный цифровой индекс.
— Достаточно нажать несколько клавиш компьютера, и перед нами будет информация о человеке, сдающем кровь: не было ли у него серьезных заболеваний, сколько раз он был донором, когда последний раз сдавал компоненты крови и что именно, — комментирует Владимир Бутько. — Дело в том, что нельзя сдавать кровь слишком часто. В ряде случаев допускается делать это с периодичностью в две недели, но все определяется целым рядом условий. Тщательный контроль позволяет максимально обезопасить пациентов, получающих донорскую кровь и ее компоненты, от нежелательных осложнений.
Тех, кто сдает кровь, врачи биробиджанской станции переливания называют внештатными медицинскими работниками. Немало здесь «семейных династий».
— Этой зимой у меня отец получил звание «Почетный донор Российской Федерации», брат сдает кровь. Сам я первый раз побывал здесь в 2007-м году, это — второй мой приезд, — рассказывает житель Найфельда Бато-Мунко ОТБОЕВ. — Выдалось время — приехал.
«Экспедиция» — подразделение станции переливания, которое работает круглые сутки. Сюда поступают заявки на компоненты крови от лечебных учреждений.
— Сегодня я взяла два гемакона эритровзвеси для травмотологического и гинекологического отделений, — говорит Татьяна САВИНА, медсестра трансфузионного отделения биробиджанской областной больницы. — Потребность в компонентах возрастает во время плановых операций или когда у пациентов малокровие, кровопотери. Например, вчера было двенадцать гемаконов с эритромассой и четыре — с замороженной плазмой. Группы крови разные
Еще не так давно кровь в ЕАО можно было сдать и в каждом из районов области, при центральных районных больницах. Сейчас такие пункты переливания действуют только в Облучье и Теплоозерске. Объясняется это повышением требований к качеству заготавливаемых компонентов. Кроме того, областной станции переливания удается практически полностью закрыть потребности в крови всех лечебных учреждений Еврейской автономии.
В ЕАО стабильно на тысячу населения приходится семнадцать доноров. Цифра не изменилась даже после вступления в силу в январе этого года неоднозначного закона о донорстве.
— Свою роль сыграла твердая позиция руководства области: выплата денежной компенсации нашим донорам не отменялась. А с 10 июня ее размер увеличился до 474 рублей (было — 228 рублей), — объясняет Владимир Бутько. — Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос обеспечения доноров бесплатными обедами, как того требуют новые правила. Уже достигнуты предварительные договоренности с заведением общественного питания, которое расположено рядом с нашей станцией переливания, о таком сотрудничестве.
Алексей МАРКЕЕВ