Женский час № 37: Финансовое воспитание ребёнка

БИРОБИДЖАН, 1 октября, «Город на Бире» – На днях моя подруга поделилась радостным событием: её сын, третьеклассник и обалдуй, получил пятерку по английскому языку (или по математике, это, в сущности, не принципиально). На что чадо радостно заявило: «Я же молодец? Купи мне за это…» и что-то там попросило. Моя мудрая подруга сделала лучшее, что могла в такой ситуации сделать – ответила, что подумает. Вместе с ней думала и я.

А выводы следующие:
- Наши дети совершенно не имеют понятия об экономике как сфере жизни. От них далеки финансы, налоги, дебетовые счета, но так близок экран телевизора, где счастливые лица навязывают смартфоны и брендовые шмотки. Наши дети экономически неграмотны потому, что мы – их родители – такие же неграмотные и «ведущиеся» на слова «новинка», «распродажа», «скидка», «бренд» и так далее. На самом деле научиться эффективно распоряжаться своими доходами необходимо, но совсем не сложно. Скачайте себе и вашему ребенку бесплатную программку учета доходов и расходов в смартфон и вместе отслеживайте траты.

- Посвященный в формирование семейного бюджета ребенок не закатит истерику, посмотрев в сотый раз рекламу нового гаджета, а спросит: «У нас есть на это деньги?». Ваша задача, как и в случае с моей подругой, - взять паузу «на подумать». И не приучить себя и ребенка к подкупу за хорошие отметки или мытье посуды. На самом деле, подкуп детей даже в семье с достатком ниже среднего – явление довольно распространенное. Игрушки, мелкие деньги являются не более чем сиюминутным удовольствием, не приносящим пользы никому. То, чем родители заменяют свою любовь, заботу и проведенное не вместе время только повышает уровень тревожности ребенка и лишает его жизненного опыта.

- Ребенку нужно показывать, как мама или папа зарабатывают деньги. Экскурсия на рабочее место родителя, каким бы это место тривиальным не было, - вещь необходимая. Я, например, водила свою дочь в редакцию, а после – дома – рисовала с ней её «газету». Теперь она знает, что мамина зарплата зависит от «количества символов с пробелами» и вопросов «А ты мне купишь…?» не задаёт.

- Подросток вполне в состоянии сходить в почтовое отделение вашего района и оплатить коммунальные счета. Не лишним будет их вместе изучить: и математические знания проверите, и полезно для будущей самостоятельной жизни.

- Наши дети (в основной массе) не умеют делать выбор между «хочу как у Миши» и действительно необходимым. Смотреть на то, как мамы делают выбор за своих великовозрастных детей в магазине одежды, на ярмарке учебных заведений просто страшно. Лишая возможности делать выбор, вы лишаете ребенка навыков самостоятельности: умения обосновывать этот самый выбор и нести за него ответственность. В качестве примера: один ученик из параллельного моему 10 А класса сделал выбор между сотовым телефоном и новым рюкзаком в пользу телефона. Десять лет назад мобильник был неслыханной роскошью. Парень весь год таскал учебники в целлофановых пакетах, которые постоянно рвались. Я восхищаюсь отцом, который не поддался атакам мамочки, не купил рюкзак и преподал сыну хороший урок про выбор.

- Родитель учит ребенка своим примером. Прижимистые скряги редко вырастают у родителей-транжир. Яблоко, от яблони, все-таки… Если мама снимает стресс с помощью шопинга, что она может требовать от ребенка? Вовремя остановиться и отказаться от покупки не очень необходимой вещи должен уметь каждый родитель.

И, напоследок английская пословица в тему: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас. Воспитывайте себя».

Наталья Головатая

Joomla SEF URLs by Artio