Интервью епископа Биробиджанского и Кульдурского ЕФРЕМА
БИРОБИДЖАН, 23 августа, «Город на Бире» -
ШКОЛА, АКАДЕМИЯ, СЕМИНАРИЯ, АКАДЕМИЯ
– Владыка, вы ещё молоды – вам всего 38 лет, но уже достигли столь высокого поста в церковной иерархии. Как это произошло?
– Моё детство прошло в рабочей семье в небольшом городке Гуково Ростовской области. Родители были тоже верующими, но к церковной культуре меня приобщила бабушка. Она приносила нам из церкви освящённые просфорки, куличи в дни Пасхи, яблоки в Преображение. С десятого класса и я начал регулярно ходить в храм. Участвовал в чтении и пении на клиросе, помогал священнику при совершении богослужений. После окончания средней школы по благословению духовника, игумена Филарета, поступил в Ростовскую государственную экономическую академию на специальность «Менеджмент и прикладная математика».
– А почему не сразу в духовную семинарию?
– Мне не исполнилось ещё и 17 лет, и отец Филарет сказал, что прежде чем поступать в семинарию, полезно обрести хотя бы маленький житейский опыт. А светское образование будет хорошим подспорьем в церковном служении. Но как только я получил диплом бакалавра, сразу же отправился в Троице-Сергиеву лавру поступать в духовную семинарию. К сожалению или, быть может, к счастью, моя первая попытка не увенчалась успехом. Конкурс был велик: три человека на место, а я не набрал проходного балла.
– Интересно, какие экзамены сдаются при поступлении в духовную семинарию?
– Во-первых, проверяется минимум, связанный с церковной культурой: знание основных событий Священного Писания, общемировой и русской церковной истории. Спрашивают довольно тщательно основы вероучения, богослужения. А потом абитуриенты пишут изложение.
– И что у вас оказалось слабовато?
– Знание церковной истории. Но я не отступил от своей цели. Устроился разнорабочим при семинарии, тщательно готовился и через год поступил.
– Что изучают в семинарии?
– Прежде всего, конечно, предметы церковные: догматика, Священное Писание, богослужебные дисциплины. Обязательно изучаются церковнославянский язык, а также два классических – латынь и древнегреческий, потому что на этих языках написано много святоотеческой литературы. Очень глубоко погружают семинаристов в историю России, Русской православной и в целом христианской церкви. Знакомят и с положениями других конфессий. Отдельным блоком идут дисциплины общегуманитарного цикла: история Отечества, русский язык, культура речи, христианство и литература. Изучается и один из новых иностранных языков – я выбрал немецкий.
После пяти лет обучения в семинарии я сразу же поступил в Московскую духовную академию. Окончил её экстерном через два года, и был направлен в 2006 году на преподавательскую работу в Хабаровскую духовную семинарию. За два года работы в ней я подготовил и защитил в Киевской духовной академии кандидатскую диссертацию по богословию.
– Как и когда произошло ваше пострижение в монахи и каков ваш опыт священнического служения?
– В монахи был пострижен на пятом курсе семинарии. Два года был дьяконом, в марте 2006 года рукоположен в сан священника, и первый опыт священнического служения получал в храме Московской духовной академии. В Хабаровске совмещал преподавательскую работу со служением в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Спустя год меня назначили ключарём второго собора Хабаровска – Успения Божией Матери. Это очень ответственная должность, связанная с управлением приходом. В 2009 году был произведён в сан игумена. Одновременно занимал несколько должностей в духовной семинарии. Сразу по приезде был назначен библиотекарем семинарии, в общем-то, я её созидал. Потом получил назначение на должность секретаря учёного совета, затем – проректора по научной работе, и с 2010 года – первого проректора семинарии.
РЕГИОН БОЛЬШИХ АМБИЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
– Карьера у вас довольно стремительная. На Дальний Восток вы ехали с охотой?
– Признаюсь: когда посмотрел на карту, возник страх. Пугала удалённость от дома, от места учёбы. Но я слышал много хорошего о Хабаровской духовной семинарии, которая была открыта в 2005 году. И ещё привлекал этот уникальный регион. Сегодня я убеждён: Дальний Восток – это место, где человек может реализовать себя в большей степени, нежели в западной части России. Здесь мало людей, но очень большие возможности для применения своих способностей.
– Кто предложил вашу кандидатуру на должность епископа Биробиджанского и Кульдурского, и как вы восприняли назначение?
– В церкви не принято предлагать должности на выбор. Любое назначение воспринимается как исполнение обета послушания, который мы даём, принимая монашеский постриг. Столь высокого назначения я не ожидал. Хотя во время визита патриарха Кирилла на Дальний Восток в сентябре прошлого года митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий имел беседу со Святейшим. Из неё стало понятно, что патриарх планирует моё назначение в другую епархию. Так что я ожидал перемещения, но не думал, что это произойдёт так быстро.
СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ
– В истории Биробиджанской епархии владыка Иосиф, конечно, останется и как первый её епископ, и по делам, которые он совершил. Что вы намерены продолжить и что новое внести в жизнь епархии?
– Смена архиерея не должна коренным образом менять жизнь епархии. Но, конечно, любому человеку на новом месте хочется создать что-то своё. То, что накоплено в практике епархии, сохранится: кадетский класс, детская телестудия, театр «Образ». Будем организовывать и выставки. Ближайшая экспозиция откроется к десятилетию Благовещенского кафедрального собора, которое будет отмечаться 21 сентября. А на следующий день планируется большой концерт хоровых коллективов ЕАО. Будут проводиться конкурсы юных чтецов. Конечно, сохранятся и Иннокентьевские чтения. Надеюсь, что и я смогу внести свой вклад в епархиальную жизнь.
– Вы объехали уже все храмы в епархии?
– Почти все.
– Ваши впечатления?
– Порадовали благоустроенные храмы, где уже налажена духовная жизнь. Закладываются и строятся новые церкви, и это дело будет продолжено. Но есть несколько приходов, где требуется элементарный ремонт помещений. Есть сёла и посёлки, где пока нет вообще ничего, связанного с церковью: Квашнино, Русская Поляна. Есть приходы, где хорошие помещения, но нет постоянно служащих священников: Биджан, Дубовое, Найфельд... Над этим будем работать. Планирую ближе познакомиться с педагогами, которые преподают в школах основы православия.
О ЛИЧНОМ
– Несколько вопросов личного характера. Давно у вас было свободное время?
– Оно есть каждый вечер.
– Чем вы его заполняете?
– Люблю просто пройтись по улицам. Тем более что здесь мне подарили собаку, с которой я обязан гулять.
– Какой породы пёс?
– Тибетский мастиф. Я вообще люблю животных и был рад этому подарку. На заднем дворе для него сделан вольер.
– Во время прогулок к вам подходят люди, заговаривают?
– Конечно. Я всегда с радостью общаюсь с теми, у кого есть потребность в общении со мной.
– Есть у вас любимые блюда? Заказываете ли вы специально для себя что-нибудь в епархиальной столовой?
– Нет, что подают, то и ем. А вообще люблю сам готовить для гостей. К сожалению, в Биробиджане пока не получилось – нет времени.
– А какие блюда готовите?
– Очень простые: жареную картошку, отварную рыбу, омлет, салаты. Мне кажется, что пища должна быть простой, вкусной и обязательно полезной.
– Вы когда-нибудь были на рыбалке, охоте?
– На охоте нет, а сейчас даже не имею на это права. А рыбачить люблю. Это хорошее время, когда можно соприкоснуться с природой, отдохнуть физически. Да и эмоции, связанные с рыбалкой, тоже полезны для восстановления душевных сил.
– Вы сами часто ведёте службы?
– Обязательно в субботы, воскресенья, в праздничные дни. В обычные дни тоже стараюсь служить, если позволяет рабочий график.
– Владыка, благодарю за интервью и желаю успехов на вашем поприще.
– Спасибо. И вам тоже.
Беседовал Михаил КЛИМЕНКОВ