Евреи по всему миру отмечают Песах. Праздник начался вечером 10 апреля и продлится восемь дней. О том каких трудов стоит сделать каждый еврейский праздник по-настоящему кошерным пишет газета «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 15 апреля, «Город на Бире» – Сейчас для моего народа наступили дни отдыха, молитв и кулинарных экспериментов с мацой. Но сначала пришлось потрудиться. Даже в обычной жизни соблюдение кашрута очень сложная задача. Особенно на Дальнем Востоке, где невозможно купить кошерные молочные и мясные продукты. А в Песах требования к посуде, кухне и пище становятся ещё строже.
Самое сложное для любой хозяйки, особенно начинающей, – поиск того, что называется «хамец». Так говорится про любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте прошёл процесс брожения. Также сюда относятся крупы, большая часть алкогольных напитков на основе солода и зерна. Это значит, что любая крошка в доме должна быть найдена и уничтожена. Оцениваете масштаб проблемы?!
До наступления Песаха весь оставшийся хамец обязательно нужно сжечь.
Даже резиночки на двери холодильника, уголки вашей кухонной раковины или ручка духовки могут коварным образом скрывать в себе хамец. Поэтому подготовка к Песаху для любой семьи, соблюдающей еврейские традиции, неизменно начинается с генеральной уборки. Она может затянуться на несколько дней. Последний найденный хамец сжигают днём, перед наступлением праздника.
Песах – один из древнейших иудейских праздников. Он посвящен самому главному событию, которое считается началом истории еврейского народа: исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Страну фараонов евреи покидают в такой спешке, что на кухнях не успевает подняться тесто для хлеба. В память об этом все восемь дней Песаха евреи едят только мацу – пресный хлеб из воды и муки. Сегодня он готовится в заводских условиях, но по-прежнему не более 18 минут – чтобы не успел забродить.
Тонкостей на самом деле много, ведь Песах считается праздником устрожения. И в каждой семье эта мера устрожения своя – в силу религиозного рвения и соблюдения традиций. Но если вы раввин, то поблажек не будет. До наступления праздника, когда ещё можно было пользоваться телефонами, раввин Эли Рисс прислал мне фотографию своей кухни, которая на неделю стала «военно-полевой». Все горизонтальные поверхности дополнительно покрыты свежим линолеумом, шкафы запечатаны на серый скотч, в раковины вставлены добавочные пасхальные ёмкости, окно до середины запечатано целлофаном, холодильник отмыт так, что в него можно смотреться. Для Песаха у раввина припасена отдельная посуда, специальная духовка и даже миксер.
Кошерование небольшой кухни в общепите занимает у Эли Рисса не менее трёх часов.
Но в любой праздник у евреев принято принимать гостей. А люди, желающие побывать на настоящем кошерном празднике, в доме раввина давно уже перестали помещаться. Поэтому для больших торжеств Эли Риссу приходится арендовать городской ресторан. Заведение общепита, конечно, тоже нужно кошеровать. И процесс этот трудоёмкий, поскольку каждый раз он начинается с нуля.
Способов кошерования посуды два: огонь или кипящая вода. Всё, что нельзя подвергнуть одному или второму способу очистки, использовать нельзя. Откошеровать деревянные или пластиковые разделочные доски сложно, проще с самого начала завести отдельные и не использовать их в повседневной жизни.
Непосвящённым кажется, что на домашней кухне у раввина полный беспорядок. На самом деле каждое дополнительное покрытие стола или подоконника имеет важное значение при кошеровании кухни к празднику.
На практике получается так: все столы на кухне, где будет готовиться кошерная еда, укрываются плёнкой, плита – фольгой. Мясорубка с внешней стороны также укутывается в целлофан, все её ножи обязательно прокаливаются газовой горелкой. Такой же обработке подвергаются и противни. На максимальных температурах нужно прокалить и духовку, и плиту. Кошерование небольшой кухни в общепите занимает у Эли Рисса не менее трёх часов. Но даже при этом здесь можно соблюсти только минимальные требования кашрута.
Вечером, когда на небе появляются три звезды, женщины из еврейской общины Биробиджана зажигают свечи, произносят благословение, мужчины усаживаются за стол – и начинается трапеза. Во время неё за столом обязательно читается пасхальная агада, проводятся несколько праздничных обрядов. И никто не задумывается о том, каких трудов стоит сделать каждый еврейский праздник по-настоящему кошерным.
Вера КРАВЕЦ