«НеоКУЛЬДУРенный» отдых испытала на себе и журналистка «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 17 января, «Город на Бире» – Экономическая ситуация в стране поставила туристов в сложную ситуацию. От поездок на дальние расстояния по России мы уже отказались: перелёт с Дальнего Востока слишком дорогой. В Китай не ездим даже «помогаями», хотя раньше этот симбиоз каторги и курорта делал ближайшую заграницу вполне доступной. Но мы не отчаиваемся. Летом отправляемся на сплав по Бире, а зимой – на горячие источники в Кульдур. Поездка получается не очень комфортной, зато душевной. Вот только вряд ли такой отдых оценит заграничный турист, которого мы из года в год стараемся заманить в ЕАО.
ВЫЕЗД в девять утра. Вода в термосе, салатики в контейнере. Дорога занимает полтора-два часа с учётом остановок. За окном открываются шикарные виды. Асфальт хороший, ровный. Сразу за поворотом на Кульдур ситуация меняется. Гравийное покрытие присыпано снегом, машину ощутимо трясёт. Наше авто – не внедорожник, а обычный «Марк». Как бы тут пришлось туристическому автобусу, в котором сидят, скажем, человек двадцать? Особенно на участках, где деревянные мостики совсем прохудились...
С вершины сопки посёлок выглядит завораживающе. Но по мере приближения мы видим большое количество старых, брошенных домов. Рекламная табличка «Русская баня. Комнаты отдыха» посреди руин выглядит не очень презентабельно. Прибываем к месту.
Чтобы попасть на источники, нужно пройти на территорию санатория через «вертушку». Машину припарковываем у ворот. Берём вещи и отправляемся к горячим ваннам. Вокруг нас, откровенно говоря, разруха: старые колодцы, ободранные до кирпича стены корпуса и баклаборатории.
Прямо возле источников стоят девять машин. Оказалось, что через ворота можно было проехать, заплатив кому-то двести рублей. Вот только те, кто уже бывал в этих местах, парковаться предпочитают всё же за воротами. Люди рассказывают, что иногда сюда заезжает полиция, и машины приходится перегонять из водоохранной зоны, несмотря на вроде как оплаченный въезд.
НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО – зимняя палатка с печкой, предмет зависти «диких» туристов. Многие приезжают сюда и с обычными палатками – укрыться хотя бы от ветра. Если авто осталось за воротами, греться тут негде. Поэтому люди часами плещутся в источнике, периодически выходя перекусить. Тут же и выпивают. Естественно, алкоголь и радоновая ванна, в которой и без того нельзя находиться дольше двадцати минут, несовместимы. Правда, кто-то даже и не в курсе, что вода в Кульдуре особенная. Ребята из Хабаровска, например, спрашивали, можно ли её пить или набрать с собой, чтоб умываться дома.
Об отсутствии контроля за туристами можно судить и по состоянию берега этого уникального водоёма. На месте старого кострища валяются бутылки и какая-то тряпка. Пара пивных бутылок застряла между деревьями. Конечно, по сравнению с карьерами в Раздольном, здесь достаточно чисто, и тем не менее...
Туристу-«дикарю» неокультуренный отдых кажется привлекательнее санаторного ещё и потому, что анализы сдавать не надо.
КУЛЬДУРСКАЯ ЗДРАВНИЦА может приносить в казну области немалый доход. Только в прошлом году эта мысль не единожды озвучивалась на разного рода совещаниях с участием губернатора. Может, и так. Но, думаю, на местных, на «малый внутренний туризм», в этом деле можно не рассчитывать. Стоимость люксовых номеров в санатории «Кульдур» сравнима с обычными номерами в отелях какого-нибудь Вьетнама. Вполне логично, что в морозные выходные люди предпочитают греть тело в бесплатной природной ванночке, а душу – сэкономленным рублём. Пусть даже и без осмотра врача и отдельного койко-места в корпусе.
Новичку приходится действовать наобум. Никакой таблички о том, что это за источник, когда был открыт, кому от купания будет хорошо, а кому плохо, здесь нет. Купить тот же пирожок или хотя бы горячий кофе тоже негде. Так что забота о комфорте, питании и безопасности полностью ложится на плечи отдыхающих.
Вот если б кто-нибудь взял это замечательное место под контроль! Стоил бы вход те же двести рублей, но уже легально. Появилось бы место для переодевания, кафе, медпункт. Чтобы отдых стал культурным, без курения и неограниченного потребления спиртного. Но я знаю, что мечтать об этом так же рано, как о беспрерывном потоке туристов в наш регион. Какая может идти речь об облагораживании отдельной маленькой территории, когда мы не готовы к туристам глобально?! Гравийная дорога, унылые стены санатория, покрытые плесенью, не смогут разочаровать разве только нас, привыкших радоваться тому, что имеем. Ну или совсем уж экстремала. А стандартному заезжему туристу, ждущему от экскурсии «вау!», такой «винтажности» не понять.
Катерина ТЮЛЬКИНА