Тридцать автобусных маршрутов планируется запустить осенью в Биробиджане

О новой и старой схеме автобусного движения пишет газета «Ди Вох»

БИРОБИДЖАН, 25 марта, «Город на Бире» – Личные автомобили и в нашей стране уже довольно давно стали не роскошью, а средством передвижения и, как в песне, «буквально всё заполонили», но то, как в городе организовано автобусное движение, всё равно касается всех. В мэрии Биробиджана подготавливается новая схема городских маршрутов, и сейчас она активно обсуждается.

Существующая схема, мягко говоря, несовершенна, и это, думаю, доказывать никому не надо. Складывалась она во многом стихийно. Главной магистралью с поры возникновения движения общественного пассажирского автотранспорта была улица Шолом-Алейхема. Самый старый маршрут – нынешняя «двойка»: от ДСМ до УМР. Потом появились 16-й, 21-й, 11-й, связывающие улицы Бумагина, Невскую – Широкую и Осеннюю между собой. Микрорайоны росли, и возникла необходимость в разветвлении этих маршрутов. К основным цифрам стали прибавляться буквы: 21а, 21б, 21в. И все они обязательно выходили на главную транспортную артерию города – улицу Шолом-Алейхема. Эти маршруты считаются выгодными, потому что именно на Шолом-Алейхема наибольшее количество пассажиров. Перевозчиков, желающих их обслуживать, более чем достаточно.

В другие микрорайоны города автобусы – по сложившейся в советские времена традиции – ходят короткими маршрутами: от автовокзала и обратно. Пассажиропоток на них невелик, а значит, и выручка несоразмерно ниже расходов. Когда появились частные перевозчики, мэрия обязывала их обслуживать и эти убыточные маршруты – в нагрузку к получению тех, что пользуются особым спросом. Однако в апреле 2013 года был принят федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которому городская администрация лишилась права регулировать распределение маршрутов. Перевозчики получают их, участвуя в электронном аукционе. Кто предложит более выгодные условия, тот и выведет свой автобус на выигранный маршрут.

Ясно, что желающих работать на заведомо убыточных линиях не находится. Пожалуй, только Сопка и Биробиджан-2, где преобладают многоквартирные дома, могут как-то привлечь хозяев частных АТП. А вот многочисленные посёлки одноэтажного Биробиджана не представляют никакого интереса. Повысить его призваны субсидии, которые мэрия выделяет перевозчикам на возмещение затрат. В прошлом году на эти цели (не считая субсидий на перевозку детей и льготников) из бюджета города ушло почти тридцать миллионов рублей, и их не хватило, чтобы полностью расплатиться с перевозчиками. Учитывая это, финансисты мэрии полагают, что двадцати миллионов, запланированных на этот год, тем более не хватит.

Сегодня на большинстве окраинных маршрутов работает только муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП), финансовое положение которого из года в год ухудшается.

– Разгрузить транспортную сеть в центре города, повысить доходность маршрутов в посёлки города и тем самым снизить сумму субсидий из городского бюджета на автобусное движение, – так объяснил на пресс-конференции основные цели изменения маршрутной схемы начальник управления транспорта, автомобильных дорог и благоустройства мэрии города Евгений ПОНОМАРЁВ.

ОЗНАКОМИТЬСЯ с проектом новой маршрутной сети можно на сайте мэрии. Первое, на что обращаешь внимание, – это изменение нумерации маршрутов. Нет, например, такого популярного номера, как 21а. 21-й остался, он будет следовать от Широкой через вокзал на Бумагина по Набережной улице. Рейс от Широкой до ДСМ предполагается обозначить номером 25. Индексы «а», «б», «в» останутся только на автобусах, следующих до Сопки и Второго Биробиджана, а также на дачном маршруте № 7. Впрочем, к новой нумерации пассажиры привыкнут быстро.

Более существенно предполагаемое изменение движения автобусов по центру города. Чтобы разгрузить улицу Шолом-Алейхема, часть маршрутов направят на проспект 60-летия СССР.

Например, автобус № 27 пройдёт от Парковой по Пионерской до кольца возле старого моста, потом – по проспекту до Центра детского творчества, там по Пушкина выйдет на Комсомольскую, затем возле ТЦ «Великан» свернёт на дорогу вдоль Невской улицы и доедет до здания Следственного комитета.

А маршрут № 28 начнётся у новой улицы Шалаева, по Набережной выйдет на Пионерскую, а потом с того же проспекта свернёт на Невскую.

Всего по проспекту 60-летия СССР планируется пустить восемь маршрутов, в том числе дачные на 10-й и 13-й километры Биршоссе.

Маршруты в окраинные посёлки города прежде всего удлинятся. Например, 14-й автобус «Автовокзал – посёлок Новый – автовокзал» будет курсировать ещё и до Тукалевского. До него же теперь будет доезжать «шестёрка»: «пос. Партизанский – вокзал». Четвёртый маршрут протянется от пос. Кирпичики до Авторемзавода.

– Благодаря этому мы, во-первых, свяжем автобусным движением отдалённые друг от друга посёлки: не нужно будет делать пересадки на автовокзале или в центре города, – пояснил начальник отдела транспорта профильного управления мэрии Сергей ГОСТИНЧИКОВ. – А во-вторых, протяжённость маршрутов и пассажиропотоки станут на всех маршрутах более-менее одинаковыми. Это повысит их привлекательность для перевозчиков.

Что касается доходности, то, по словам Сергея Владимировича, поставлена цель не просто снизить размеры субсидий на автобусные перевозки, но и, может быть, свести их к нулю. Во многих городах, заявил он, автобусное движение не только не субсидируется, но ещё и приносит доход в бюджет.

Всего предполагается открыть тридцать маршрутов. По подсчётам мэрии, большинство рейсов протянутся на 13 – 20 километров, время движения по кругу – 50 – 70 минут. Лишь у нескольких автобусов («Кирпичики – АРЗ», «Лукашова – Амурский – рынок – Бумагина») оборотное время рейса будет больше.

Схема в общем выглядит разумной, и Сергей Гостинчиков заверил, что она обсуждена с перевозчиками. Правда, когда я позвонил предпринимателю Александру ОРЕШКИНУ, он заявил, что новая схема ему не нравится.

– Несколько недель назад мы (Ассоциация перевозчиков – прим. авт.) проехали на своих машинах все маршруты, передали в мэрию свои предложения, но из них практически ничего не учтено, – считает Александр Дмитриевич.

Обсуждение новой схемы продлится до конца марта. Предложения по оптимизации сети вносят и жители Биробиджана.

– Мы работаем с активистами домовых и уличных комитетов, попросили депутатов, чтобы они встретились со своими избирателями и собрали их мнения о новой маршрутной сети, – рассказал Сергей Гостинчиков. – Уже поступают предложения, которые мы изучаем. Например, предлагают открыть маршрут с Сопки до Широкой. Но для этого нужно будет сначала провести замер пассажиропотока на этом отрезке – будет ли такой рейс рентабельным? Поступают вопросы, почему нет рейсов до Птичника. Они будут, но конечный отрезок пути пролегает по территории Биробиджанского района. Вопрос будет решён до конкурса. Просят открыть хотя бы один рейс до кладбища. Дорога там не позволяет пустить ПАЗ, но «Газель» может туда регулярно ходить. Если понадобится, мы можем ещё про-длить обсуждение маршрутной сети.

КОНКУРС для автоперевозчиков пройдёт во втором квартале, а по новым маршрутам автобусы начнут двигаться с осени. Но есть ещё несколько вопросов, которые до этого необходимо решить. Например, далеко не все остановки соответствуют современным требованиям, а пуск автобусов по проспекту 60-летия СССР или по улице Шалаева потребует, наверно, их полного обустройства, поскольку сегодня они кое-где только обозначены.

Мэрия предполагает, что количество автобусов в сети городских маршрутов сократится примерно на 20%. Александр Орешкин считает, что из-за этого людям на остановках придётся стоять дольше, чем сейчас. Сергей Гостинчиков не согласен с ним:

– Сегодня на городских маршрутах в центре избыточное количество автобусов. Зато, если происходят поломки, резервных машин нет. А они, чтобы не нарушался установленный договором график, должны быть.

Чтобы упорядочить автобусное движение, мэрия намерена усилить контроль. Сегодня все автобусы оснащены глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС), которая позволяет следить за их передвижением в режиме реального времени. АО «Региональный навигационный информационный центр ЕАО» уже взял под контроль перевозки школьников, опасных грузов и движение машин скорой помощи. Генеральный директор Центра Пётр КОРОЛЁВ заверяет, что предприятие могло бы передавать в режиме онлайн сведения о передвижении всех автобусов в единый диспетчерский центр. Вопрос о создании такого центра тоже стоит на повестке дня.

Михаил КЛИМЕНКОВ

Joomla SEF URLs by Artio