Автор текста не стал разыгрывать с Артёмом Эверестовым Королевский гамбит, но это всё равно не спасло его от поражения.
БИРОБИДЖАН, 13 мая, «Город на Бире» — Несмотря на солидный возраст, а Артёму Васильевичу в этом году исполняется 65, тренерский опыт у Эверестова не очень большой – всего десять лет. До этого он всю жизнь работал инженером-механиком строительных дорожных машин. В шахматы вернулся только тогда, когда вышел на пенсию.
В общем-то, слово «вернулся» не совсем правильное. Нельзя сказать, чтобы он серьёзно и на профессиональном уровне играл. Начал увлекаться как, пожалуй, и все дети: брал шахматную доску, распределял «должностные обязанности» между фигурами и затевал большую войну, командуя или белыми, или чёрными войсками – в зависимости от настроения. И такие игры могли длиться часами.
Затем Артём стал наблюдать, как играют старшие сёстры и брат – что-то начало откладываться в голове. Отложилось, похоже, качественно: на небольших школьных турнирах Артём нередко обыгрывал сверстников.
Играл Эверестов, как герой песни Владимира Высоцкого: «Выяснилось позже – я с испугу разыграл классический дебют!». То есть двигал фигуры так, как считал нужным, не подозревая при этом, что предпочитает Королевский гамбит.
– Только потом, когда я серьёзно увлёкся теорией шахмат, открыл свои старые партии и увидел, что примерно до 25-го хода играл как по учебнику, – вспоминает Артём Васильевич. – Так получилось, что сидел за доской, думал и выбирал оптимальные ходы. Мне просто нравился именно такой ход партии.
Читал специальные книги и журналы, решал задачки, подтягивал теорию... А потом шахматную доску пришлось на время убрать. Сначала учёба в техникуме, затем срочная служба, женитьба, дети, работа... На шахматы времени не осталось.
А потом молодой Эверестов поступил в ярославский институт, и ему пришлось защищать шахматную честь родного вуза. Там он выполнил нормы сначала второго, а затем и первого разряда.
После окончания института Артём Васильевич вернулся в Алдан, но с шахматами уже не расставался, несмотря на довольно тяжёлую работу, всегда старался найти время, чтобы принять участие в каком-нибудь турнире.
Первые педагогические опыты – это родные дети. Их у Эверестова трое. Из двух дочек «слепить» крепких шахматисток не получилось. И это не педагогический провал Эверестова или необучаемость дочерей – просто жена решила, что шахматы не женское дело, и девочки учились в музыкальной школе. Хотя, по утверждению Артёма Васильевича, интерес к игре они проявляли и из них вполне могло получиться что-то перспективное в шахматном плане. А сын играет, и играет довольно неплохо. Сейчас дети уже взрослые, живут в разных городах. А тренерские навыки вдруг пригодились, когда Эверестов ушёл на заслуженный отдых.
– Я, чтобы дома не сидеть, попробовал себя в качестве наставника – и меня так это увлекло! Это как хобби. Деньги не самое главное – я первые три месяца вообще без зарплаты работал. Просто на душе радостно, когда обучаю детей, которые ещё в садик ходят.
По мнению алданского гостя, с детьми работать несложно. Просто общаться с ними надо спокойно, уравновешенно, не давить и не ругать их за неудачи.
– Педагогический опыт приходит с годами, – говорит Артём Васильевич. – Детям нравится, когда с ними разговаривают на равных, но главное – не отбить у них охоту и при этом донести мысль тренера. Есть, конечно, жёсткие тренеры, но такой стиль не по мне. Я помню одного наставника, который так своего сына «натренировал», что тот на шахматы смотреть не мог.
Шахматы – это тот вид спорта, когда даже очень юный ученик может обыграть своего тренера. И все нормальные тренеры к такому факту относятся с радостью. Не исключение и Эверестов.
– Конечно, иногда выигрывают, – с гордостью говорит он. – Я порою удивляюсь: как так, только-только научил их фигуры расставлять, а они буквально через пару лет меня обыгрывают?! У меня глаза на лоб: «Вы чего, ребята?!»
Воспитал Артём Васильевич и своего чемпиона республики среди юношей. Единственное, жалеет мой собеседник, что им когда-то не хватило всего пол-очка, чтобы отобраться на престижные игры «Дети Азии». Сейчас воспитанник Эверестова учится в Санкт-Петербургском университете.
– Он пока не играет – всё-таки первый курс, об учёбе думать надо, – размышляет Артём Васильевич. – Но я чувствую, игра его обязательно затянет.
С формулировкой моего вопроса: «Разве могут шахматы – бесспорно, самый тихий и неазартный вид спорта – кого-то затянуть?» – Эверестов категорически не согласен:
– Это только со стороны так кажется: сидят мужики в полной тишине, скукота, время тянется... А когда сам играешь, когда просчитываешь десятки разных вариантов – это очень увлекательно! Не менее азартно, чем футбол смотреть. Вы послушайте, как комментирует онлайн свои блицы гроссмейстер Сергей Шипов – это ж как кино смотреть! Играть блиц, да ещё и успевать комментировать!.. Высший класс! Кто занимается шахматами, всем рекомендую посмотреть. А как здорово он комментировал матчи Карлсен – Карякин! Когда он прямо кричал нашему шахматисту: «Конём ходи!»
Это последний учебный год, когда Эверестов работает в ДЮСШ. Перед отъездом на соревнования в Биробиджан он подал заявление на увольнение. Будет, как и многие алданские пенсионеры, копаться в огороде. Не потому что фанат земледелия, а просто приходит весна – значит, надо что-то сажать. Но с шахматами этот человек уже никогда не завяжет. Сейчас несложно найти себе интересного соперника в интернете, на любой из шахматных онлайн-площадок. Может быть, среди них будет и какой-нибудь воспитанник Артёма Васильевича. И тогда свой проигрыш тренер воспримет как свою победу.
Знакомился Олег КОТОВ