БИРОБИДЖАН, 11 ноября, «Город на Бире» – С Ксюшей и Андреем из Владивостока мы встретились в Тбилисском этнографическом музее. За почти десять тысяч километров от дома любой дальневосточник – земляк. Ребята несколько дней назад поженились. Устроить свадебное путешествие вместо пьяного застолья они решили, когда подавали заявление в ЗАГС. А Грузию выбрали потому, что жених давно мечтал побывать в этих местах: его прадедушка был выходцем с Кавказа.
А ВОТ ПОЧЕМУ захотелось поехать в эту страну мне, объяснить не могу. Просто проснулся однажды утром с мыслью «Хочу в Грузию!». Быть может, сказалась давняя любовь к грузинскому кино советских времён? Фильмы из Тбилиси у нас сейчас не показывают, да и в своей стране их тоже непросто увидеть: во всей Грузии, сообщается в Википедии, сейчас не более десяти кинотеатров.
Так уж сложилось, что любое наше с женой зарубежное путешествие в последние годы начинается в Москве: там живут наши дети. Льготные билеты до столицы на сентябрь мы приобрели ещё весной. А за путёвкой в Грузию обратились в одну из биробиджанских туристических фирм уже в августе. Путешествие на двоих, подсчитал наш турагент, обойдётся в 80 тысяч рублей, включая гостиницу, экскурсии и перелёты из Москвы до Тбилиси и обратно. С 2012 года для въезда в Грузию на срок до 90 дней не нужно оформлять визу – достаточно заграничного паспорта.
О ТОМ, что сегодня представляет Грузия, мы мало что знаем. После вооружённого столкновения наших стран в Южной Осетии в 2008 году, а позже – ухода Саакашвили, между нашими правительствами наступило затишье, которое можно охарактеризовать известной формулой «Ни мира, ни войны». Но это в большой политике. А что простые грузины, отличительной чертой которых всегда считалось гостеприимство?
В тбилисском аэропорту нас встречал водитель принимающей туристической фирмы Давид. В принципе, человек он, как говорится, маленький (хотя ростом вполне удался). В его обязанности входило: встретить нас, довезти до гостиницы, подождать, пока устроимся и переоденемся, и отвезти в ресторан, где нас ждал не только ужин, но и настоящий концерт с национальными песнями и танцами. Но Давид не ограничился этим должностным списком. Первую экскурсию по Тбилиси провёл именно он. Сразу было видно, что Давид любит и знает свой город. А после ресторана (было уже довольно поздно) предложил: «Давайте я вам покажу ночной Тбилиси». И ещё почти час возил по самым красивым местам города.
А с Натой мы познакомились на улице. Я предложил жене свернуть с проспекта Марджанишвили и заглянуть в один из тбилисских двориков. Вдруг услышали: «А если вы пройдёте дальше, то попадёте в очаровательный сквер». Рядом с нами стояла немолодая, но очень красивая женщина. Завязалась беседа, и мы проговорили полчаса. Ната тоже прекрасно знает свой город, его историю. И хотя не обошлось без сетований, что Тбилиси теперь не тот, что раньше, что постепенно стирается его свое-
образие, чувствовалось, что она гордится им. А ещё очень жалеет, что наши правители никак не могут найти общего языка. «Мы более двухсот лет жили в одном государстве! И вы, и мы, – говорит, – православные! Чего нам делить?»
В ОТЛИЧИЕ от некоторых наших бывших «собратьев», грузины не впали в раж переименования улиц и площадей. Фамилии революционеров, вождей октябрьского переворота и советских правителей, конечно, исчезли с уличных указателей. Площадь Ленина теперь называется площадью Свободы. Проспект Плеханова ныне справедливо носит имя Давида Агмашенебели – царя, объединившего отдельные княжества в единое государство. Но всё, что связано с русской культурой, бережно сохраняется. В пантеоне на склоне горы Мтацминда – могила Грибоедова. В Тбилиси есть не только улица Пушкина и бюст, установленный ещё в 1892 году, – на одной из знаменитых серных бань отчеканена на мраморной доске цитата из «Путешествия в Арзрум»: «Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань». На одном из домов мемориальная доска указывает, что здесь в течение двух месяцев работал над повестью «Детство» Толстой. В центре города есть улица Лермонтова. Ему же сравнительно недавно был установлен памятник на выезде из Тбилиси. Монумент, надо сказать, малохудожественный, и его иронично называют «Мужик в пиджаке», но сносить никто не собирается.
ПУТЕШЕСТВИЕ наше по Грузии включало не только Тбилиси. И чем больше мы ездили по стране, тем сильнее было ощущение, что время здесь как будто спрессовалось. Сравнительно недалеко от нынешней столицы расположен Мцхета. Он входит в десятку древнейших городов мира – основан в V веке до нашей эры! Здесь можно уйти ещё дальше в глубь времён: город находится всего в 250 километрах от горы Арарат, где высадился библейский Ной после великого потопа. А можно приблизить время к нашему: с высоты кафедрального собора Светицховели видно место, описанное Лермонтовым в «Мцыри»:
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись,
будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры.
Между прочим, город находится в сейсмоопасной зоне, но за всё время его существования здесь не было ни одного землетрясения. Мцхета и сегодня живёт. Конечно, прежде всего, за счёт туризма.
В центре Тбилиси, почти с любой его точки, видна крепость Нарикала. Она была построена задолго до того, как возник город. С её вершины видны и удивительные деревянные домики с нависающими над пропастью балкончиками, и ультрасовременный волнообразный мост Мира из стекла и металла.
Город Уплисцихе весь – с жилищами-пещерами, улицами и площадью – высечен в скале три тысячи лет назад. Но уже тогда здесь был водопровод. А по дороге к этому памятнику культуры туристов завозят в город Гори, где работает единственный теперь музей Сталина.
Такая же цепочка временных событий – из древности в наши дни – выстраивается и при посещении Кахетии. Отсюда когда-то увёз мифический герой Ясон золотое руно. В плодородной Айлазанской долине издревле выращивают виноград. И сегодня почти всё грузинское вино производится из ягод, созревающих в Кахетии. Разумеется, на этой территории немало древних крепостей, церквей и монастырей. Но туристов обязательно привезут в маленький городок Сигнахи. Он знаменит главным образом тем, что здесь родился великий грузинский художник Пиросмани, живший в конце XIX – начале ХХ века. До того я видел только одно его полотно в подлиннике – «Рыбака» в Третьяковке на Крымском валу. А тут в местном музее – 16 полотен Нико! Но больше известен Сигнахи тем, что в местном ЗАГСе можно заключить брак сразу, не ожидая положенного после подачи заявления срока. За это его зовут городом любви. Такое место в мире есть ещё только одно – американский Лас-Вегас.
ЭКСКУРСИЮ по Тбилиси наш замечательный гид Мамука Горгишели начал не с древних памятников архитектуры, а с кафедрального собора Цминда Самеба, что переводится как Пресвятая Троица. Он воздвигнут в ознаменование 1500-летия автокефальной православной грузинской церкви, которое отмечалось в конце ХХ века. Этот внушительный религиозный комплекс, построенный из современных материалов по новым технологиям, вобрал в свой облик многовековой опыт грузинских зодчих и стал символом вечно молодой древней страны.
Михаил КЛИМЕНКОВ