БИРОБИДЖАН, 19 мая, «Город на Бире» - 19 мая, в День пионерии, биробиджанцы, рождённые в пятидесятые-шестидесятые годы, после торжественных линеек шли в парк – открывали купальный сезон на парковских карьерах, ели мороженое и катались на каруселях. Пионерский праздник для них – и по сей день память о счастливом детстве, которое днём согревалось солнцем, а ночью освещалось кострами.
Светлана Валентиновна Бунакова (известная в пионерском детстве и комсомольской юности как Света Машкова) – дочь известного в области педагога Валентина Семёновича Машкова, фронтовика-разведчика, тренера по акробатике и долгие годы бессменного директора пионерского лагеря имени Виталия Боневура.
Свету Машкову в пионеры приняли со второго раза, поскольку в первый раз ей просто не хватило по возрасту одного года. Ей, воспитанной двумя военными, на роду было написано стать активисткой. Так она и стала – сначала активной пионеркой, а потом старшей пионервожатой в биробиджанской школе-интернате. День пионерии она отмечает, как отмечают личный праздник.
– Лично у меня, как и у моих подруг и знакомых, участие в работе пионерской организации оставило самые приятные чувства, а сейчас – уже воспоминания, – в искренних словах Светланы Бунаковой нет ни капли политики. – Я была очень стеснительным человеком, но, выполняя различные пионерские поручения, делая что-то для коллектива или для какого-нибудь ветерана, мне приходилось переступать через свою стеснительность. Меня это закаляло. У нас в семье была очень патриотичная атмосфера: мама и папа всегда добивались, чтобы мы стали маленькими патриотами. И мы пребывали в этом состоянии. Нам всегда декларировалось, что пионеры – самые лучшие, самые смелые. Мы хотели быть похожими на пионеров-героев. Нам хотелось быть значимыми и нужными людьми. Мы знали, что металлолом и макулатура, которые мы собираем, нужны Родине.
Светлана Бунакова (Машкова) и Семён Стругачёв
Не все из тех, с кем я вместе училась в одном классе, могли быть пионерами. Да, они как все хотели носить пионерские галстуки, но в конкретных делах уходили в сторону. Им было неинтересно, а некоторым – так и тяжело. Их не волновали дела коллектива. Может, в те годы и не нужно было всех зазывать в пионеры. Однако я считаю, что детская организация нужна и сегодня.
Если хотите, давайте назовем её пионерской (при царе их называли скауты), но вступать туда дети должны по желанию. К сожалению, сегодня не может быть, как это было раньше, единой массовой организации, объединяющей детей всей страны. Кто-то из детей едет в загородный лагерь, а кого-то родители везут на море или за границу. Нет равенства родителей – нет равенства и у детей. У каждого свои возможности – а значит, и интересы тоже разные.
Обидно, но уничтожать пионерское движение начали не столько политики, сколько учителя школ. Именно они заставляли детей снимать пионерские галстуки. Но это уже другая – грустная и непраздничная история.
Те же, кто раньше был настоящим пионером, по сей день считают 19 мая своим праздником. Их я поздравляю с Днём пионерии!
Выслушал Александр ДРАБКИН