Фото из архива «Ди Вох» (2017 г.)
Бесконечная история
БИРОБИДЖАН, 31 января, «Город на Бире» — Полтора месяца назад, 16 декабря, полномочный представитель российского президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев представил общественности врио губернатора нашей области Ростислава Гольдштейна. В тот же день Юрий Петрович донёс до федеральных и местных СМИ немаловажную новость, суть которой сводилась к следующему: сдачу трансграничного моста через Амур (Нижнеленинское – Тунцзян) с большой долей вероятности придется отложить. Ориентировочно до декабря 2020 года. Мы не берём на себя смелость провести глубокий анализ в попытке найти ответ на вопрос, что же стряслось на ЭТОТ раз (о причине, озвученной официально, – в конце публикации). Просто отмотаем назад хронологию связанных с грандиозной стройкой событий и... заявлений.
Сентябрь 2019 г.
В ходе Восточного экономического форума теперь уже бывший губернатор ЕАО Александр Левинталь заверил журналистов, что, вопреки терзающему автономию паводку, мост планируется запустить в срок – в июне 2020 года. Правда, добавил одно «если», продиктованное необходимостью дополнительного финансирования.
Март 2019 г.
Строители соединили российские части моста через Амур.
Февраль 2019 г.
Уже тогда, на Российском инвестиционном форуме в Сочи, глава 79-го региона, сославшись на «форсмажорные обстоятельства объективного плана», сказал, что стоимость строительства требуется увеличить. На сколько? На 15–20% от первоначальной (составлявшей 9 млрд рублей).
Октябрь 2018 г.
Китайская сторона достроила «свою» часть моста.
Сентябрь 2018 г.
Александр Левинталь докладывает участникам ВЭФ о том, что завершается возведение четвертой, ключевой опоры моста через Амур – и уже вот-вот сооружение передадут китайской стороне для стыковки. Сдача моста в эксплуатацию намечена на июль 2019-го.
Сентябрь 2017 г.
В ходе заседания Госсовета, посвященного комплексному развитию регионов Дальнего Востока, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян будет сдан в первом полугодии 2018 года.
Июль 2017 г.
Губернатор провел совещание на строительной площадке. Цитируем релиз его пресс-службы: «Строители подтвердили: работы ведутся по графику. Есть какие-то технические вопросы, но это уже не те сложности, которые были в начальной стадии. Отработаны уникальные технологии, используемые при погружении свай. Все технологические, финансовые вопросы решены».
Сентябрь 2016 г.
Г-н Левинталь презентует объект на Восточном экономическом форуме, назвав его «пока первым и единственным железнодорожным мостом между Россией и Китаем, который будет существовать».
Июнь 2016 г.
ООО «Рубикон» и УСК «Мост» подписали контракт, оговаривающий условия и сроки выполнения российской части проекта строительства моста. Генподрядчик доставил на место буровую установку, первую партию строительной техники, жилые вагоны для размещения рабочих.
Февраль 2016 г.
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев побывал с рабочим визитом в ЕАО, посетовал на бюрократические проволочки и «невнятную» позицию инвесторов и распорядился приступить к работам по строительству российской части моста в Китай в марте 2016 года, окончив их в течение двух лет.
Апрель 2015 г.
Врио губернатора ЕАО Александр Левинталь провёл заседание межведомственного оперативного штаба по содействию реализации крупных инвестиционных проектов. Основным поводом для головной боли собравшихся стала задержка с началом строительства моста (к этому времени китайская сторона вела уже активные работы). По словам заместителя председателя правительства области, руководителя рабочей группы по содействию реализации проекта Виктора Гожего, с нашей стороны всё ещё нет ясности по вопросам определения генерального подрядчика и финансирования проекта, не ведётся подготовка рабочей документации.
Ноябрь 2014 г.
На заседании межведомственного оперативного штаба его руководитель – губернатор области Александр Винников сообщил собравшимся о том, что китайская сторона несколько обеспокоена в связи с тем, что мы до сих пор не начали строительство. Георгий Чичерин, вице-президент ООО «Российский фонд прямых инвестиций» сообщил, что в ближайшее время будет завершена сделка купли-продажи компании «Рубикон», владеющей всеми правами на реализацию проекта – она должна перейти под управление Российско-китайского инвестиционного фонда. До конца года планируется выбрать генерального подрядчика.
Февраль 2014 г.
На российском и китайском берегах прошла торжественная церемония закладки первого камня будущего железнодорожного моста через Амур. По утверждённому плану на нашу долю выпало 309 метров перехода, соседям – 1900, ввод в эксплуатацию – через 2–2,5 года.
Июнь 2013 г.
Губернатор ЕАО Александр Винников и генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Павел Грачёв на расширенном совещании в Москве определили предварительное время начала работ по строительству международного железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян через реку Амур – октябрь 2013 года.
Октябрь 2011 г.
В ходе визита делегации провинции Хэйлунцзян в Еврейскую автономную область глава автономии поведал гостям, что к середине ноября будут получены разрешительные документы для возведения моста через Амур. Александр Винников добавил, что на середину декабря запланирована торжественная церемония закладки первого камня в масштабную стройку.
Август 2011 г.
Генеральный директор ООО «Рубикон» Сергей Лавриков рассказал журналистам, что проект строительства железнодорожного мостового перехода прошел государственную экспертизу, и уже в конце ноября текущего года обе стороны начнут работы по его возведению.
Ноябрь 2008 г.
Подписано межправительственное соглашение о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании железнодорожного мостового перехода.
Июль 2007 г.
В Биробиджане прошла встреча высших членов областного правительства и мэра города (коим тогда был Александр Винников) с делегацией ООО «Ариком». Цель мероприятия – обмен информацией о подготовке к строительству комплекса объектов, появление которых было призвано кардинально изменить экономическую ситуацию в ЕАО. Не с тех ли пор сменяющие друг друга губернаторы автономии непрестанно говорят о перспективах её выхода из числа дотационных субъектов Федерации?
Апрель 2007 г.
В правительстве ЕАО состоялось совещание, на котором председатель компании «Ариком» Павел Масловский заявил, что ООО «Ариком» выиграло тендер на разработку Кимкано-Сутарского железорудного месторождения и намерено для переправки концентрата в Китай построить двухкилометровый мост в Нижнеленинском. Его возведением займется крупнейшая в этом бизнесе фирма «Рубикон».
Пришла пора вернуться назад в будущее. Раскрывая прессе причину очередного переноса сроков сдачи трансграничного железнодорожного мостового перехода через Амур, Юрий Трутнев пояснил, что его проект требует доработки, а это сопряжено с определёнными проблемами. Радует хотя бы то, что «мост, вне всякого сомнения, будем достраивать». Между тем первый мост, соединивший Россию и Китай, таки открылся в декабре прошлого года. Автомобильный. Между Хэйхэ и Благовещенском. Но это уже не наша история.
В прошлом копался Шура ПОЛЫНИН