БИРОБИДЖАН, 3 августа, «Город на Бире» – Как уже сообщала газета «Ди Вох», летом 2009 года житель села Бирофельд Антон Хуторной обнаружил среди окрестных болот обломки военного самолёта, а рядом фрагменты скелета человека, предположительно – одного из членов экипажа.
На месте крушения боевой машины побывали силовики, всё там засняли и запротоколировали, все материалы были переданы сотрудникам военной прокуратуры. И на том наступила тишина. За прошедшие семь лет никто из местных силовиков или чиновников даже не попытался выяснить, что это был за самолёт, когда и при каких обстоятельствах он погиб, как звали членов экипажа и какова их судьба! Ничего!
Вероятно, со временем так бы все и забыли о затерянных в болотах обломках, да узнал о бирофельдской авиакатастрофе руководитель Приморской молодёжной общественной организации «Поисковое объединение «Авиа-Поиск» Ярослав Ливанский.
Возглавляемая Ярославам организация занимается поиском и увековечиванием памяти погибших советских солдат. И, в частности, одно из главных направлений деятельности «Авиапоиска» поиск разбившихся самолётов и установление имён членов экипажа.
И если средь обломков самолёта поисковики находят останки членов экипажа, то они их выносят к ближайшему поселению, а позже устраивают торжественные похороны погибших лётчиков.
В июле прошлого года Ярослав приезжал в ЕАО с женой и маленьким сыном, чтобы побывать на месте катастрофы. К приморцам присоседились несколько местных жителей, и в частности и сам Антон Хуторной. К сожалению, тогда выяснить много не удалось. Двигатель с серийными номерами, по которому можно установить борт, ушёл в глину метра на 3-4. И пробиться сквозь эту толщу маленькому отряду оказалось не по силам.
Однако кое-какие любопытные открытия были сделаны. Так, в частности, Ярослав установил, что это был не истребитель И-16, как полагали ранее, а скоростной бомбардировщик СБ, с тремя членами экипажа. Были найдены пулемётные патроны, остатки приборной доски, и, что самое главное, парашютные пряжки. Причём одна из пряжек оказалась пристёгнутой к карабину. Из этого следовало, что экипаж вряд ли успел покинуть терпящий аварию самолёт и погиб вместе с ним. И его останки, скорее всего, так и покоятся в земле под обломками крылатой машины.
На сей раз поисковики поработали более усердно, и только укрепились в мысли, что погибший экипаж находится где-то среди обломков.
- Мы вчетвером работали на месте крушения самолета два дня - 1 и 2 августа, – рассказывает Ярослав. - С трудом, но удалось откопать редуктор и одну из лопастей винта. Шильдик с номером двигателя, к сожалению, мы не нашли. Но на редукторе мы обнаружили заводские номера. И теперь мы свяжемся с военным архивом, и по этим номерам выясним, что это был за самолет, когда и как погиб, и какова судьба членов экипажа. Но, вероятней всего, они всё-таки в земле, поскольку среди обломков мы нашли зимний подшлемник и лётный ботинок. Вот получим ответ из архива, и будем решать, что же делать дальше.
Вероятно, скоро мы все узнаем подробности давнишней авиакатострофы.
Только ужасно досадно, что ни военные, ни армейская прокуратура, ни другие силовики, ни руководители управленческого аппарата со всеми их возможностями и связями, ни местная молодёжь не проявили никакого интереса к этой, безусловно, трагичной и интересной истории.
Евгений Степанов