Приморские поисковики продолжают выяснять личность погибшего под Бирофельдом летчика

БИРОБИДЖАН, 17 августа, «Город на Бире» – Три недели назад с бойцами приморского «АвиаПоиска» я побывал на месте катастрофы военного самолета под Бирофельдом. («Ушедшие в туман», «Ди Вох» № 31 от 30 июля 2015 г.) Самолёт разбился где-то в конце 30-х годов и лежал среди болот, пока на него случайно не наткнулся местный житель Антон Хуторной. Он сообщил о находке силовикам, делом занялась военная прокуратура, но прошло уже пять лет, а информации: что это был за самолёт, куда и откуда он летел, имена членов экипажа – от них так и не поступило. Вот и решили приморские поисковики сами попробовать докопаться до истины.

НАШЕЙ немногочисленной поисковой команде мало что удалось выяснить. Хотя кое-какие любопытные открытия на месте крушения всё же были сделаны. В частности, мы нашли среди обломков несколько парашютных пряжек. Это свидетельствует о том, что экипаж не успел покинуть аварийную машину и погиб в огне. Скорее всего, тут же, в земле, среди обломков находятся и останки лётчиков. Пять лет назад Антон Хуторной в том месте обнаружил человеческий череп. В эту нашу поездку Ярослав ЛИВАНСКИЙ, руководитель «АвиаПоиска», выкопал тяжелую клёпаную лопату ещё сталинской сборки. Один её край был буквально разворочен, похоже, мощным взрывом. Согласитесь, факт очень любопытный. Ну а лично для меня во всей этой истории главным открытием стали люди.

О ЯРОСЛАВЕ и его жене Юлии я уже писал. Необыкновенно интересные, увлечённые своим делом ребята. Стараниями приморских поисковиков в тайге были обнаружены несколько десятков разбившихся боевых самолетов. Останки 27 членов экипажей найдены среди обломков машин, через центральные архивы установлены поимённо и похоронены со всеми положенными воинскими почестями.

Наш проводник Антон ХУТОРНОЙ оказался просто находкой для экспедиции. Отличный здравомыслящий парень. Бывший морпех, солидная работа, дружная семья. Мы искали его в Бирофельде, а он был в Биробиджане на смене. Когда мы созвонились и объяснили, зачем он нам нужен, Антон без лишних слов отпросился с работы, приехал, сопроводил нас на место, причём сам тащил часть нашего инструмента и наравне со всеми лопатил глину в поисках обломков. Уверен, что и впредь на него можно твёрдо рассчитывать.

-Вы, когда соберётесь сюда ещё раз, обязательно дайте мне знать! Я с вами! – был категоричен Антон. – Разве это дело, когда останки наших солдат так и лежат по болотам непогребённые?!
Антон сказал, что, если в автономии будет организовано поисковое движение, он охотно к нему присоединится.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ Бирофельда Мария ВОРОН свой пост заняла совсем недавно и об упавшем самолёте ничего не слыхала, но наше сообщение её заинтриговало. К сожалению, тяжёлой землеройной техники в поселении, сказала, нет, но УАЗ, чтобы добраться до места катастрофы, обещала выделить. А вот сообщение о том, что, если мы найдем останки экипажа, то принесем их в администрацию, Марию Юрьевну, похоже, сильно смутило. Дело в том, объяснил ей Ярослав Ливанский, что согласно существующему законодательству найденные останки военнослужащих поисковики должны в присутствии представителей армии и полиции передать на сохранение в органы местной власти. Потом поисковики списываются с архивами и пытаются установить имена погибших. И эта переписка может затянуться на довольно длительный срок. А по окончании всех установочных мероприятий устраиваются торжественные похороны павших воинов – опять же силами местных властей и при содействии всех заинтересованных ведомств.

Ну а главу поселения перспектива просто озадачила. Понятно, что специального помещения в «сельсовете» нет, так что непонятно, куда можно пристроить прах погибших авиаторов до официального погребения.
Думаю, если нам всё-таки удастся докопаться до останков лётчиков, мы и сами найдём им достойное место временного пребывания, и не какой-нибудь подвал или чердак. Увы, в практике поисковиков бывали случаи, когда кости хранились и в таких местах.

СВОЮ ГОТОВНОСТЬ помочь поисковикам высказали дорожные рабочие. Двигатель с шильдиком – номерной табличкой, по которой можно установить самолёт, а следовательно и его экипаж, – ушёл в глину метра на три, не меньше. И ворочать лопатами это месиво можно хоть всё лето. А буквально в полутора километрах от места катастрофы работают несколько мощных экскаваторов ООО «ПМК Биробиджанводстрой». Им пару часов хватило бы, чтоб всё это дело извлечь на поверхность.

-Сначала нужно, чтобы вы показали экскаваторщику дорогу, – предупредил начальник участка Андрей СЛАСТУХИН. – Ничего хорошего не будет, если он поедет и переломает в этом болоте технику. Но если проехать там можно, тогда без вопросов. Обращайтесь! Подъедет и раскопает где скажете. Дело это, конечно, нужное.

Молодёжный активист Биробиджана Александр МУЗЫКА на раскопки самолета готов отправиться лично и подписать на это дело товарищей.
- Я только за. Мне самому это интересно. Предупредите, как только соберётесь. Думаю, что человек пять-шесть ребят я к этому делу сумею привлечь. Парни были на археологической практике, так что работать лопатой им не впервой. Выехать дня на два-три мы сможем.

СЕРГЕЙ МИНКО – младший (сын Сергея Тимофеевича, руководителя «Боевого братства), который организовал и координирует поисковые работы под Бирофельдом, решил, что снаряжать повторную экспедицию лучше всего в середине сентября. Сейчас, при такой большой воде туда просто не пробиться. Да и гнус обглодает поисковиков до самых костей.

Хорошо, если к этому дню значимость сего мероприятия прочувствуют кабинетные работники. К участию приглашаются власти, армия, благотворители да и вообще все, кто считает это делом нужным и благородным.

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio