Пока же, как пишет газета «Ди Вох», цены на нефтепродукты в России, в том числе и в ЕАО, бьют рекорды.
БИРОБИДЖАН, 12 июня, «Город на Бире» - По всей России, в том числе и в ЕАО, цена за литр любого топлива уже давно превысила психологическую отметку в сорок рублей. И в последний месяц этот рост пугающе активизировался. Сей печальный факт обсуждают не только автолюбители, но и «безлошадники». Ведь не надо быть экономистом, чтобы понимать: подорожание бензина и соляры неизбежно повлечёт за собой рост цен на товары и услуги, в себестоимость которых заложены транспортные расходы.
В первую очередь обычно дорожают продукты. Даже такие стратегические, как хлеб.
– Пока нам удаётся держать цену на свою продукцию, – рассказывает биробиджанский предприниматель Станислав КУШНИР. – Дополнительные расходы мы компенсируем за свой счёт, но делать это становится всё сложнее. Существуют длинные маршруты, например, из Биробиджана в Облучье, Ленинское, Николаевку... В обе стороны это около трёхсот километров. Ещё два года назад месячные траты на топливо у нас на производстве были порядка 130 тысяч рублей. Сегодня эта сумма уже перевалила за двести тысяч. В последний месяц доля транспортных расходов в себестоимости хлеба заметно выросла. Если так будет и дальше, то для жителей районов хлеб подорожает.
Цены на нефтепродукты в России бьют рекорды. По мнению экспертов, этому способствуют сразу несколько причин, в числе которых: рост мировых цен на нефть, ослабление рубля, рост акцизов на нефтепродукты, весенние ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, сезонный спрос в период активных сельхозработ. Одни условия накладываются на другие. Взять тот же хлеб. Мало развезти выпечку по сёлам. Для начала зерно нужно как минимум убрать с полей.
В свете экономического положения большинства российских семей ситуация становится просто критической. Лишний раз подумаешь, выводить ли из гаража машину, или пройтись до работы пешочком. Приятно, что в такой момент наше правительство решило проявить заботу о кошельках граждан, приняв решение снизить с 1 июля акцизы на топливо в целях стабилизации ситуации на рынке. Правда, вице-премьер Дмитрий Козак уже предупредил, что снижения цен всё равно не будет – предпринятых мер хватит лишь на то, чтобы замедлить их рост. Вице-премьер пообещал, что акцизы на бензин снизятся на 3000 рублей с тонны, акцизы на дизтопливо – на 2000 рублей.
Пока цены на заправках растут как на дрожжах. Этот процесс обязана отслеживать Федеральная антимонопольная служба (ФАС), поскольку именно в её полномочиях пресечь ценовой сговор на АЗС, если вдруг он имеет место. Результаты мониторинга по региону публикуются на сайте Управления службы. У нас это http://eao.fas.gov.ru.
Вот, например, динамика розничных цен самого ходового бензина А-92 на неделе с 15 по 22 мая.
АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт»: А-92 (40,60) > увеличилась на 0,30 руб/литр или на 0,70% – 40,90 руб/литр
ООО «РН-Востокнефтепродукт»: А-92 (40,60) – не изменились.
ИП Балковский Р. А.: А-92 (40,00) – не изменились.
ИП Сухарев М. В.: А-92 (40,20) > увеличилась на 0,40 руб/литр или на 0,90% – 40,60 руб/литр
В таблицах следующего мониторинга, с 21 по 28 мая, цифры практически под копирку:
АО «ННК-Хабаровскнефтепродукт»: А-92 (40,90) > увеличилась на 1 руб/литр или на 2,4% – 41,90 руб/литр;
ООО «РН-Востокнефтепродукт»: А-92 (40,60) > увеличилась на 0,80 руб/литр или на 1,9% – 41,40 руб/литр;
ИП Балковский Р. А.: А-92 (40,00) – не изменились.
ИП Сухарев М. В.: А-92 (40,60) > увеличилась на 0,30 руб/литр или на 0,70% – 40,90 руб/литр.
Понятно, что россияне никогда не откажутся от передвижения на автомобилях. Тем более что для многих, возьмем тех же таксистов, машина не просто средство передвижения, но и инструмент заработка на жизнь.
– «Благодаря» интернет-агрегаторам у нас и так цены на такси минимальные, – жалуется на жизнь подвозивший меня таксист Сергей, – а тут ещё с такими ценами на бензин совсем грустно становится.
Люди будут возмущаться, но платить продолжат и дальше. Не берусь предсказывать, какой ценник может стать критическим. Пятьдесят рублей за литр? Шестьдесят?..
К слову, на официальном сайте ФАС есть объяснение, от чего зависит стоимость бензина и ДТ. Самое примечательное в нём то, налоги составляют порядка 65% от конечной цены на нефтепродукты. Так что всё развивается по старой, годами отработанной схеме: одной рукой государство нам даёт, а потом двумя забирает.
Эдуард ТИРАСПОЛЬСКИЙ