Удобная обувь – главный залог хорошего настроения почтальона Натальи Ивановны Шабановой.
Второе воскресенье июля – День российской почты
БИРОБИДЖАН, 16 июля, «Город на Бире» — Помните, почему почтальон Печкин из замечательного советского мультфильма вредным был? Потому что у него велосипеда не было. И действительно, трудно хранить благодушие, если целый день – и в дождь, и в зной – бродишь по сельским улицам с «толстой сумкой на ремне». У моей нынешней собеседницы, почтальона бираканского отделения связи Натальи ШАБАНОВОЙ, велосипеда тоже нет, но отсутствие служебного транспорта её характер ничуть не испортило.
– После школы я окончила механический техникум в Биробиджане и стала трудиться сменным мастером на местной бумажной фабрике. Ну а когда фабрика закрылась, осталась без работы и, соответственно, без средств к существованию. А тут как раз место освободилось. Вот девчата и пригласили меня сюда. Я подумала и согласилась. И ничуть о своем решении не пожалела, – вспоминает Наталья Ивановна. – Работаю здесь уже четверть века. Порой, конечно, трудно бывает. С возрастом длительные пешие прогулки утомляют. Зато всегда в хорошей физической форме, всегда среди людей, в курсе всех местных событий. Все тебя знают, все тебе обычно рады. И коллектив у нас очень хороший, и начальник Татьяна Владимировна – приятный и добрый человек. Может, не будь такого коллектива, я бы и не смогла столько лет здесь отработать. А так я всем вполне довольна. На покой пока не собираюсь.
Наталья Шабанова обслуживает в Биракане самый большой участок. Три часа обходит один маршрут, возвращается, берёт новую корреспонденцию и уходит на вторую линию. Говорит, взять в пользование служебный велосипед им предлагали, но она отказалась. Биракан – посёлок со сложным ландшафтом. Если ей потребуется форсировать разлившийся ручей или преодолеть крутой подъём, так велосипед больше помехой будет. Считает, что пешим ходом разнесёт почту быстрее, чем на колёсах. За столько лет она узнала все тайные стёжки-дорожки. Где нужно – протиснется меж заборами на соседнюю улочку, где ловчее – срежет путь через перелесок. Единственное, что ей необходимо, так это целый арсенал всепогодной обуви. А с подходящими сапогами или босоножками она в родном посёлке – вездеход. И только раз в месяц начальству приходится привлекать на подмогу кого-то из местных жителей с машиной – это когда работники почты доставляют пенсии по домам.
Наталья Ивановна ещё застала времена, когда почтальонская сумка не могла вместить всей корреспонденции и весила до пяти килограммов. Кое-что даже приходилось нести в руках. Местные жители тогда выписывали уйму газет и журналов, пачками получали письма и открытки. Сейчас интернет вытеснил печатные издания и обычные письма, и сумка почтальона весьма заметно отощала. Но работы у современных Печкиных меньше не стало.
– Сейчас мы принимаем коммунальные платежи прямо на дому, для этого у нас есть мобильные почтово-кассовые терминалы. Разносим и предлагаем жителям различные развлекательные печатные издания: кроссворды, сканворды... Продаём на дому кое-что по мелочи. Ну и люди просто звонят мне и просят: «Наташа, ты ведь сегодня разносишь почту? Купи, пожалуйста, в аптеке мне лекарства. Возьми булку хлеба по пути»... И я всегда стараюсь откликнуться на такие просьбы, помочь.
Человеческую отзывчивость люди ценят. Многие душевно рады визиту Шабановой и так и норовят напоить её чаем с пирогами или угостить свежей клубникой. С кем, как не с почтальоном поделиться радостью, что великовозрастный сын-балбес наконец женился, а умница дочка получила долгожданный университетский диплом?! Наталья Шабанова знает поимённо всех детей и внуков своих подопечных: где кто живет, кем работает... Служба обязывает.
Есть, правда, и завистники, которым кажется, что сельские почтальоны как сыр в масле катаются. Есть просто неприветливые люди, которые стакана воды в солнцепёк не предложат и дворового пса на привязь посадить не удосужатся. Собаки почтальона, к счастью, не кусали, но пугали изрядно. Опыт научил Шабанову, к кому можно зайти в дом безбоязненно, а кому просто сбросить газетку в почтовый ящик. Случалось, сталкивались работники почты и с откровенными аферистами.
– Был у нас недавно случай, – подключилась к разговору Татьяна ИПАТОВА, начальник местного отделения почтовой связи. – Мужчина оформил доверенность и получал пенсию за свою сестру. Она инвалид, неходячая. И вот из пенсионного фонда вдруг приходит сообщение, что мы выдаём пенсию женщине, которая уже два месяца как умерла. Проверили – действительно, женщина скончалась. Но он её так тайно похоронил, что даже из соседей никто не был в курсе. Если бы он не обратился в пенсионный фонд за деньгами на погребение, обман ещё долго не открылся бы.
В ведомстве бираканского отделения связи находится населённый пункт, в который не доберётся ни пеший, ни конный почтальон. Это посёлок Новый, где живут староверы. Редкую почту туда доставляют весьма оригинальным способом. У одного из местных жителей есть свой вертолёт. Временами он навещает таёжный скит и попутно берёт на борт всю накопившуюся корреспонденцию. Мирскими делами раскольники почти не интересуются, а вот почитать что-то о здоровом образе жизни или советы по саду-огороду, это завсегда пожалуйста. Ну и писем они, оказывается, получают немало от братьев по вере из всех чужедальних стран.
Конечно, проблем у бираканской почты хватает. Например, недавно сверху поступила директива перевести единственного почтового оператора на полставки. Та собралась со службы уходить. Татьяна Ипатова заявила, что физически не сможет выполнять одна всю работу на почте, и потому тоже уволится. А за ней вслед пообещали написать заявления все три бираканских почтальона. И полную операторскую ставку таки удалось отстоять.
Однако в преддверии праздника будем говорить только о хорошем. В конце недели в Биробиджане состоится торжественное мероприятие, куда приглашены обе мои собеседницы. Полагаю, эти женщины, как и многие другие работники почты, достойны и похвалы, и поощрения.
Евгений СТЕПАНОВ