Трактора по «черепку» двигаются споро.
Застать самую раннюю крестьянскую страду посчастливилось журналисту «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 31 марта, «Город на Бире» – Пока ехали до села Лугового, в голове вертелось тютчевское стихотворение «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Речки пока не освободились ото льда, так что воды в них не шумят, а на полях снега уже почти нет. Лишь в придорожных рёлках между деревьями ещё остаются пожухлые на солнце сугробы. Однако целью моей командировки было, конечно, не наблюдение за природными изменениями. Ехал я на посевную страду.
НА СЕВ «по черепку» я никак не мог попасть несколько предыдущих лет. Застать эту самую раннюю крестьянскую страду журналисту непросто: уж очень она коротка. Суть её в том, чтобы запустить сеялки на поля, пока почва оттаяла всего на пять-семь сантиметров. Посевные агрегаты легко движутся по мерзлоте, не вязнут в грязи. Семена потом лежат в земле, ждут тепла. Зерновые культуры – ячмень, пшеницу и овёс – так сеют, насколько я знаю, только на Дальнем Востоке. В западных регионах и в Сибири хлеба в основном озимые. По «черепку», то есть глубокой осенью, там высевают разве что травы на корм скоту. Весной участки, где всходы из-за малоснежья вымерзли, подсевают.
У нас надёжный снежный покров вообще не гарантирован. Порой и в декабре поля стоят голые, а морозы – крепкие. Озимые в таких условиях не выживают, поэтому сев переносится на весну. И провести его надо в кратчайшие сроки, иначе колос не вызреет, а если и успеет, урожай будет невелик. Поэтому выйти в поле нужно как можно раньше – по «черепку». Период, когда можно применять такую технологию посева, – несколько дней. Потом почва раскиснет, и темпы посевной замедлятся.
ВЕСНА нынче ранняя, сухая. Я уже собрался было выехать в самый южный наш район – Октябрьский, чтобы не опоздать на открытие полевой страды, но в четверг неожиданно выпал снег. Засомневался: выведут ли механизаторы на поля посевные агрегаты – и позвонил знакомому фермеру Теймуразу ХАМИКОЕВУ.
– Приезжайте, – обрадовал он меня, – мы сегодня начали сев. Только поторопитесь. Ячменя у меня всего двадцать гектаров будет, завтра закончим.
К одиннадцати часам я уже был в Луговом. Теймураз Асламбекович ждал меня на краю села:
– Мы и вчера могли всё закончить, тремя агрегатами вели сев, но раз уж я вам пообещал, специально оставили немного. Правда, работать будет только один трактор.
Настроение у Владимира Познышева хорошее: начала сева ждёт каждый механизатор.
Поле, отведённое под ячмень, – рядом с селом. На краю нас уже ждал тракторист Владимир ПОЗНЫШЕВ. Парень он молодой, ему всего 22 года, но механизатор, по словам главы крестьянского хозяйства, надёжный. На тракториста он специально не учился, управлять этой машиной ещё в детстве его научил отец.
Второй механизатор в поле – Олег ЗЯБЛОВ. Он почти вдвое старше Владимира, опыта ему тоже не занимать – осваивал машину ещё в сов-хозную бытность. Но пока он поставлен на прицепную сеялку. Его задача – следить, чтобы она не забивалась, чтобы в бункерах не кончались семена и удобрения.
Настроение у механизаторов приподнятое: радует и сам выход на простор, и погода. Ну и, конечно, то, что заработки у них теперь значительно возрастут. В зимний период, когда основная работа лишь на машинном дворе, они невелики. В полевую страду – заметно больше.
– Теймураз Асламбекыч нас не обижает, на заработки не жалуемся, – улыбается Владимир.
Его напарник подтверждает это кивком головы.
Заводят трактор и направляют его на поле. Трогаю землю – она ещё очень холодная, семенам придётся полежать в ней, пока дождутся тепла. Зато машина по крепкому насту движется споро. За полчаса они проходят оставшийся участок вдоль, столько же времени потребуется, чтобы пройти его поперёк. Сев ведётся так называемым перекрёстным способом. Делается это для того, чтобы вдвое увеличить количество семян на каждом участке – тогда и урожай будет выше.
– Семена у меня отменные, – говорит фермер. – Я в прошлом году закупил четыре тонны элитного ячменя. Правда, не повезло: участок, где посеял их, почти полностью затопило. Но на посев зерно собрал. Сейчас это, конечно, не элита, а первая репродукция, но тоже отличные семена. Удобрений хватает, так что, надеюсь, урожай будет хороший.
Когда мы уезжали с поля, встретили ещё один трактор – с прицепными катками. Прикатывание почвы после сева в хозяйстве Хамикоева проводят обязательно – так крупные комья земли измельчаются, а уплотнённый верхний слой почвы задерживает влагу и позволяет сохранить её подольше, до пробуждения зёрен.
ПОСЛЕ ЯЧМЕНЯ обычно приступают к севу пшеницы. Но Хамикоев её не выращивает. Только чуть позже планирует ещё на пятидесяти гектарах разместить овёс. Спрашиваю, не собирается ли он расширять посевы зерновых?
– Надо бы, – соглашается Теймураз Асламбекович. – Да куда зерно потом девать? Я выращиваю его для своего хозяйства. У меня тридцать голов крупного рогатого скота, пятьдесят баранов, шестьдесят свиней. Есть мельница – зерно перемалываю и кормлю скот. А вот продать излишки практически невозможно. В прошлом году у одного фермера ячмень хорошо уродился, так он потом всех соседей-фермеров упрашивал, чтобы купили хотя бы по девять рублей за килограмм. Я тоже немного купил у него – не то чтобы сильно нужно было, просто за такую цену грех не взять, да и выручить хотелось.
Как и другие фермеры, почти всю землю – а её тысяча гектаров – Хамикоев зай-мёт соей. В мае на поля будет выведено пять посевных агрегатов. В этом хозяйстве китайцев в помощь не призывают, работают только местные мужики, правда, из трёх сёл: Лугового, Полевого и Самары. Сам Теймураз Асламбекович живёт в Самаре. На Дальний Восток он приехал с Кавказа тридцать лет назад со строительной бригадой, да так и остался. Работал в сов-хозе, а когда тот развалился, одним из первых оформил крестьянское хозяйство. Сегодня мужиков работящих и малопьющих в сёлах осталось немного, но с трёх-то сёл коллектив подобрался дружный, и работают все добросовестно. Это доказал прошлый год, когда непогода никак не давала развернуться ни на севе, ни на обработках. И тем не менее выдержали, сделали всё, что смогли. Нынешняя весна пока к земледельцам благосклонна. Пусть же и весь полевой сезон погода им способствует!
Михаил КЛИМЕНКОВ