От скандала вокруг фильма «Матильда» все участники получили выгоду: устроители – подогретую известность, создатели фильма – бесплатную рекламу


Фото: kinopoisk.ru.

К такому выводу пришел журналист «Ди Вох», побывал на премьере.

БИРОБИДЖАН, 5 ноября, «Город на Бире» –Ну и что? Столько шума, столько эмоций! Полгода СМИ сообщали о требованиях запретить фильм, порочащий память святого страстотерпца Николая Романова, и ответных акциях в защиту фильма «Матильда».

В мире подобные скандалы нередки. В Советском Союзе неугодные власти фильмы тихо «клали на полку». В новейшей России на память приходит история двадцатилетней давности с попыткой запрета демонстрации на НТВ американского фильма «Последнее искушение Христа». Тогда речь шла всё-таки о, мягко говоря, неканоническом изображении жития самого Христа. А инициатором кампании было высшее руководство РПЦ. Теперь и объект защиты несравним со Спасителем, и организатор всей допремьерной шумихи рангом куда как ниже. Популярность Натальи Поклонской, три года назад ставшей известной всей России как прокурор вновь обретённого Крыма, после избрания её депутатом Госдумы по списку «Единой России» стала угасать. Кампания за запрет фильма «Матильда», возглавленная Полонской, вновь вынесла её имя в заголовки новостных сообщений во всех СМИ.

Заодно она привлекла внимание к самому фильму и его создателю – режиссёру Алексею Учителю. Этот киномастер долгое время снимал документальные ленты. Первый художественный – «Мания Жизели» – вышел в 1996 году, когда ему исполнилось 45. С тех пор его фильмы становились объектом внимания прежде всего критиков. Кассовые сборы от их демонстрации были весьма скромными, даже не на уровне затрат на производство. Правда, в последних фильмах Алексея Ефимовича заметны попытки построить мост между кино серьёзным и развлекательным. «Восьмёрка» снята по хорошей повести Захара Прилепина о смертельной схватке между четверкой молодых парней из спецназа и бандой, которая держит в страхе весь город, за...… любовь. «Край», главным героем которого стал поезд по имени Густав, был даже выставлен Россией на премию «Оскар». Оба фильма сняты с использованием новейших технологий, с привлечением лучших российских артистов. Однако было бы преувеличением назвать их кинособытиями даже в отечественном прокате.

Новый фильм и по картинке, и по затратам ещё круче. Действие разворачивается во дворцах, соборах и театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Шикарные костюмы. Во второстепенных ролях – российские звёзды первой величины: Сергей Гармаш, Данила Козловский, Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте. На главные роли приглашены пусть и не столь известные – как у нас, так и за рубежом, – но вполне профессиональные иностранцы. Правда, немец Ларс Айдигенгер внешне мало похож на цесаревича Николая Александровича. Но при выборе актёров режиссёр, по-видимому, руководствовался биометрическими показателями: известно, что к концу правления династии Романовых доля русской крови в жилах царей, великих князей и княгинь практически обнулилась. Что касается эффектной польки Михалины Ольшанской, то портретное сходство вообще не требовалось: большинство зрителей не знают, кто такая Матильда Кшесинская и как она выглядела. А вот папа у неё был действительно поляк.

Добавлю ещё, что снимал фильм один из лучших российских операторов Юрий Клименко.

Вот такими мощными силами разыгрывается история любви цесаревича и примы-балерины Мариинского театра. Сюжет взят из реальности: у Николая Александровича и Матильды действительно была близость, о которой все знали. Какой на самом деле была эта связь – интрижкой или глубоким чувством, – вряд ли кто-нибудь скажет с достаточной уверенностью. Известно только, что Николай II был очень привязан к своей супруге Марии Александровне. У Кшесинской потом была связь и совместный сын с великим князем Сергеем Михайловичем, в эмиграции она вышла замуж за другого представителя династии Романовых – Андрея Владимировича. Она прожила долгую и благополучную жизнь и умерла в Париже, не дожив несколько месяцев до столетия.

Из такого фактического материала трудно сотворить романтическую историю голливудского размаха. Поэтому Алексея Учителя вряд ли интересовало то, какими на самом деле были царь и его балерина. И глупо выглядят требования запретить картину. С тем же успехом можно было выступать против демонстрации на российских каналах голливудского мультика «Анастасия» о приключениях якобы выжившей русской царевны. В «Матильде» разворачивается хорошо разыгранная классическая мелодрама: с любовными страстями в клочья, интригами, красивыми интерьерами. Никаких откровенных сцен. И те, кто любит подобные истории, не пожалеет о потраченных на просмотр деньгах и времени.

А что касается скандала, то все участники получили от него выгоду: устроители – подогретую известность, создатели фильма – бесплатную рекламу.

Михаил КЛИМЕНКОВ

 

Joomla SEF URLs by Artio