2009 год. Фото из архива «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 25 сентября, «Город на Бире» – Любые поправки в административный регламент ДПС бурно обсуждаются общественностью. Ну просто слишком уж велика доля водителей на дорогах. Одна из вечных тем – где и при каких обстоятельствах инспектор вправе остановить и досмотреть автомобиль. В данный момент полицейские руководствуются ведомственным приказом № 185, который в частности запрещает останавливать транспортные средства вне стационарных постов. В МВД этот документ уже не раз называли «ошибочным» и обещали принять новый, без нормы про посты ДПС, но этого до сих пор не произошло.
По старой памяти дальнобойщики здесь всё ещё иногда ночуют.
ОСТАНАВЛИВАТЬ транспорт где угодно и «шмонать» его от колёс до багажника можно во время проведения спецопераций. Например, сейчас в ЕАО развёрнута охота на наркокурьеров. Но спецоперации типа «Мак» у нас продолжаются лишь несколько недель в году. То есть стоит переждать опасное время – и вози наркоту хоть центнерами. Потому что стационарного поста ДПС на территории ЕАО больше нет, а остановить авто просто на дороге никто не вправе, если машина не числится в угоне, а водитель не подозревается в совершении преступления и не нарушает ПДД.
СТРАЖИ ДОРОГ до сих пор горюют по Икуринскому посту, упразднённому в 2011 году волей ведомственного начальства. Там у инспекторов были самые широкие полномочия и возможности, а среди тех же наркоперевозчиков он пользовался крайне дурной репутацией.
Пост на восточном выезде из города работал в круглосуточном режиме и был оборудован с умом и с прицелом на комфорт: электричество, компьютер с полной базой данных, телефон, необходимая мебель, запасы воды, чайник, обогреватель... Отличное уличное освещение и собственная эстакада создавали все условия для тщательного досмотра транспорта. В самом помещении – камера для временно задержанных, что тоже было совсем не лишним. За историю поста местные гаишники переловили множество опасных субъектов, и это не только наркокурьеры.
Год назад, когда все искали похищенную в Волочаевке девочку, я не раз и не два слышал почти утверждение: функционируй Икуринский пост как в былые времена, ни до какой «Амурки» преступник не доехал бы. Вовремя полученной ориентировки нашим постовым было бы достаточно. Да и без неё малолетняя девочка в машине со взрослым мужчиной почти наверняка привлекла бы их внимание.
ОЧЕРЕДНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ правоохранительных органов началась с переименования милиции в полицию. Ведомственное руководство затеяло оптимизацию, а под сокращение, понятное дело, попали самые труженики, те, кто работал непосредственно «на земле». Что касается Икуринского поста, то его велели расформировать. Сотрудники это решение восприняли крайне негативно. А вот наркокурьеры на радостях, уверен, десятками распечатывали бутылки «Абрау-Дюрсо». С самого своего основания этот пост был им костью в горле. Сколько «заряженных» автомобилей остановили бдительные гаишники! Сколько молодцов пошли мотать срок по 228-й статье УК!
– Икуринский пост, безусловно, был необходим, – поделился своими соображениями бывший начальник УМВД России по ЕАО Василий ОЛЕЙНИК. – Во-первых, он играл важную роль в профилактике нарушений правил дорожного движения и гибели людей на федеральной трассе. Во-вторых, он был серьёзным препятствием для перевозчиков наркотиков. В-третьих, через этот пост решались многие вопросы со смежными силовыми структурами, с тем же наркоконтролем. В ФСБ тоже только руками развели, когда пост закрыли. А что я мог сделать?! Из главка поступило указание избавиться от стационарного поста. Специально даже люди приезжали из Москвы именно по этому вопросу. Изначально на Икуринском посту несли службу 24 сотрудника ДПС – посменно в круглосуточном режиме. И на первом этапе реорганизации мне удалось этот пост отстоять. Количество сотрудников сократили до 12 человек, а деньги на дорожно-постовую службу нашло правительство области. А потом полиция стала стопроцентно федеральной структурой, и никакой помощи от местных властей мы получать не могли. Содержание Икуринского поста было признано нецелесообразным, его закрыли. Хотя я до последнего надеялся, что его восстановят. Даже специально держал там сторожа, чтобы охранял помещение. Но, как видите, всё оказалось бесполезно.
ДОБРОПОРЯДОЧНЫЕ водители до сих пор поминают Икуринский пост добрым словом. Александр ПИСКУНОВ работает в службе доставки биробиджанского магазина электротоваров. За баранкой он не первый год и, конечно, проезжал Икуринский пост сотни раз. Случалось, и его останавливали, проверяли документы. Но ПДД он не нарушал, ничего крамольного не перевозил, так что уже через пару минут спокойно ехал дальше. Никаких негативных чувств к стражам дорог Александр Анатольевич не испытывает. Ну остановили, проверили... Служба у них такая.
– Вы только посмотрите, какой сейчас бардак на дорогах творится! Сколько людей лихачат и бьются насмерть, потому что знают, что их никто не контролирует! От Хабаровска до Буреи ехал и всего один раз видел патрульный экипаж. И то только потому, что у Кульдура был юбилей и, наверное, были усилены меры безопасности. Я сам местный, ночую всегда дома, но знаю многих водителей, которые вставали ночевать у этого поста. И сами уцелели, и ценный груз сохранили. Кто же будет нападать на водителей и грабить машины, когда в двух шагах – пост с вооруженными сотрудниками полиции?! Так что, считаю, зря его убрали.
ЛЮДИ В ФОРМЕ олицетворяли на дороге право и порядок. «Оборотнями» на дальневосточной «федералке» и не пахло, конфликтов на пустом месте не случалось. Простые авто- и мотопутешественники не чувствовали себя брошенными на здешних бескрайних просторах. В зоне видимости стационарных постов ДПС останавливались на отдых и перекус, здесь искали помощи. Можно сколько угодно говорить о модернизации и техническом прогрессе, но никакие видеокамеры не заменят интуицию и намётанный глаз инспектора.
Фанис ГАЛИМОВ много лет отработал в уголовном розыске. С Икуринским постом связаны эпизоды и его службы.
– Наркотиков там, конечно, изымали очень много, но дело не только в них. Стационарный пост – своего рода опора для раскрытия и более тяжких преступлений. В 2015 году двое мужчин убили в Хабаровске женщину. Труп провезли в салоне автомобиля через всю нашу область. Никто нигде их ни разу не остановил. И только в Архаре они избавились от трупа, потому что знали: впереди будет пост и их наверняка проверят. Будь у нас свой стационарный пост, преступников взяли бы там. А так и раскрытие осложнилось, и ехать за ними пришлось аж в Читу.
ДЕНИС РЫБЬЯКОВ во время работы Икуринского поста был заместителем начальника областной ГИБДД. Решение расформировать стационарный пост ДПС он называет непродуманным. Наверху как будто забыли о транзитной специфике нашего региона. Но в силу служебных обязанностей убийства и наркотрафик Дениса Владимировича волновали куда меньше, чем ДТП со смертельным исходом на трассе. И с точки зрения безопасности дорожного движения закрытие Икуринского поста кажется ему правильным.
– Понятно же, что никто из водителей не станет нарушать ПДД в границах поста. А личный состав он отвлекал сильно. Там дежурили два человека днём и два ночью, посменно. Когда количество сотрудников на посту сократили до двенадцати, высвободившиеся люди стали работать в мобильных группах: патрулировать федеральную трассу в сторону Облучья и в сторону Смидовича от поста. В плане профилактики ДТП такая работа стала намного эффективнее.
СЕГОДНЯ нет ни стационарного поста, ни того количества мобильных групп. В сравнении с 2012 годом аварий со смертельным исходом на территории нашего региона стало вдвое больше. Работать «на земле» иногда просто некому: дефицит кадров давно чувствуется не только в автоинспекции, но и в других подразделениях. На месте знаменитого полицейского кордона – пустырь. Будку передали на баланс кинологической службе. Комментировать плоды «оптимизации» действующие сотрудники Управления МВД по ЕАО категорически отказываются. Их можно понять: обсуждать приказы вышестоящего начальства не принято. На то, что в чьей-то светлой министерской голове созреет мысль восстановить Икуринский пост, можно даже не надеяться.
Евгений СТЕПАНОВ