Фото: БОУНБ
БИРОБИДЖАН, 28 апреля, «Город на Бире» — Начало морских плаваний русских в Тихом океане (как сказано в книге «Российский флот») относится к XVII веку, когда суда путешественников и первопроходцев вышли в Великое Ламское (ныне Охотское) море
В этом году исполняется 290 лет Тихоокеанскому флоту России. Этой славной дате посвящена выставка «Флот великого океана», открывшаяся в Областной библиотеке. Об этом сообщает Н. Панова, заведующая читальным залом Областной библиотеки.
Начало морских плаваний русских в Тихом океане (как сказано в книге «Российский флот») относится к XVII веку, когда суда путешественников и первопроходцев вышли в Великое Ламское (ныне Охотское) море. В 1640 году казачий отряд под предводительством Ивана Москвитина обследовал побережья до нынешнего Магадана и, вернувшись в Якутск, составил подробный отчёт (скаску).
До конца XVII века ещё несколько русских первопроходцев (Поярков, Попов, Дежнёв) совершили плавание по морям Тихого океана. Подробнее об этом вы сможете прочитать в прекрасном издании «Пути великих свершений».
В мае 1716 года корабельных дел мастер Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблём на Тихом океане.
Полистайте монографию М. Алексеева «Охотск – колыбель русского Тихоокеанского флота», и узнаете, как 21 мая 1731 года в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоановны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске. Это было первое постоянное военно-морское подразделение России на Дальнем Востоке. Немало страниц автор отвёл предыстории события.
Факты дальнейшей истории Тихоокеанского флота можно найти у Феодосия Веселаго в его «Краткой истории русского флота».
До 1850 года флотилия выполняла, в основном, мирные задачи: перевозка грузов и пассажиров между портами Охотского моря, обеспечение русских научно-исследовательских экспедиций на Тихом океане, изредка перевозила войска для Анадырской партии, созданной для покорения немирных чукчей и коряков. Военные задачи перед флотилией не ставились, ввиду отсутствия возможно противника. В связи с этим суда флотилии были в основном военно-транспортными: парусные галиоты, пакеботы, парусно-гребные бригантины, дубель-шлюпки и боты. Эти корабли либо не вооружались вовсе, либо имели на вооружении несколько мелкокалиберных орудий. Использование Охотской флотилии исключительно в транспортных и экспедиционных целях, превратилось в своеобразную привычку. И когда во время русско-шведской войны 1788 – 1790 гг. на север Тихого океана был послан шестнадцати пушечный бриг английского капера (перешедшего на шведскую службу), к отражению первой серьёзной атаки русские были не готовы. К счастью, команда брига оказалась достаточно миролюбивой.
Позже нависла другая угроза, которой стала Япония, начавшая экспансию на Южно-Курильские острова, принадлежавшие России, и на Сахалин (в то время России не принадлежавший). В итоге острова Уруп, Итуруп и ряд мелких островов оказались под контролем Японии к 1890 году. Об этом вам расскажут официальные документы в сборнике «Международные отношения и внешняя политика СССР» (1871-1957).
С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили своё первое боевое крещение. Одержав победу над Китаем в Первой Опиумной войне, Британцы решили завладеть и русскими тихоокеанскими поселениями. Но попытка высадить на берега Петропавловска десант и захватить город потерпели поражение. Англо-французская эскадра вынуждена была уйти.
Немало для укрепления Тихоокеанской флотилии сделал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьёв-Амурский. Именно по его инициативе генерал Невельской проводил исследования и открыл пролив между островом Сахалин и материком, основал русскую крепость Николаевск-на-Амуре. В 1856 году Охотская флотилия стала именоваться Сибирской, а главной её базой стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года – Владивосток.
Корабельный состав России на Дальнем Востоке оставлял желать лучшего и состоял из одной Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии и базировался в Порт-Артуре, который был взят у Китая в 1898 году в аренду на 25 лет.
В ночь на 27 января 1904 года Тихоокеанскую эскадру внезапно атаковали японские миноносцы. Началась Русско-японская война. Уже первый день войны был ознаменован подвигом двух военных кораблей «Кореец» и «Варяг». О подвигах тихоокеанских моряков в зтот период вы найдёте документы на выставке. Одиннадцать месяцев продолжалась оборона Порт-Артура, но 20 декабря 1904 года порт был сдан. Печальной страницей в истории тихоокеанского флота стало Цусимское морское сражение 1905 года, предопределившее поражение России в войне.
Военные моряки сыграли важную роль в истории Гражданской войны и интервенции 1918-1922 гг. Хотя, в силу разных причин, они стояли по разные стороны баррикад.
Флот возродился в советские годы. В 1935 году он получил своё сегодняшнее имя - Тихоокеанский флот.
На период участия Советского Союза во Второй мировой войне, наибольшая часть ресурсов флота была перебазирована в северные моря и на Чёрное море. На Дальнем Востоке остался минимум на случай войны с Японией.
После 1991 года Тихоокеанский флот, как наиболее удалённый от командных центров, оказался в наихудшем положении среди флотов Российской федерации. И только к концу 2000-х годов началось строительство для Тихоокеанского флота военных кораблей и судов. И уже по итогам 2019 года Тихоокеанский флот был лучшим.
Если говорить о военно-морском флоте, то это те части Мирового океана, которые тот или иной флот должен патрулировать. Так вот, Тихоокеанский флот несёт ответственность за половину Мирового океана, равного сумме ответственности других российских флотов.