Тематическая иллюстрация из открытых источников интернета
БИРОБИДЖАН, 5 марта, «Город на Бире» — Законопроект в текущей редакции потенциально может навредить абсолютно всем участниками страхового рынка
Экспертное сообщество поддерживает приостановку рассмотрения Госдумой проекта федерального закона № 1056530-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования», вследствие отрицательного заключения Государственного правового управления (ГПУ) Президента Российской Федерации. В текущей редакции документ подразумевал создание централизованной базы АИС Страхование, оператор которой должен был находиться под управлением ЦБ и получить контроль на информационными IT-базами страховщиков. Об этом сообщают в пресс-службе Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Теперь авторы законопроекта могут перевнести его в новой редакции, доработав ко второму чтению с учетом всех замечаний или же отозвать из Госдумы. Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов считает, что законопроект в текущей редакции потенциально может навредить абсолютно всем участниками страхового рынка.
- Создание АИС Страхования фактически под контролем Банка России противоречит его миссии как регулятора страхового рынка и может быть сопряжено с возникновением неких технических сложностей. Плюс законопроект относит в руки оператора АИС огромные объемы информации, завладев которыми тем или иным образом некое третье лицо станет непобедимым монополистом супер-страховщиком. Это откинет российский страховой рынок на десятилетия назад, загубив годы тяжелейшей работы во имя развития отрасли. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выполняя охранную функцию, юридически не может стать этим супер-страховщиком или законно предоставить эту возможность кому-то ещё, - подчеркнул П. Шкуматов.
В заключении ГПУ Президента РФ учтены замечания управления Президента Российской Федерации по развитию информационных технологий и инфраструктуры связи, а также Роскомнадзора и ФСБ России, также не поддержавших документ. Авторы заключения обратили внимание на отсутствие «какого-либо анализа экономических и социальных последствий его принятия» и усомнились в заявлении авторов закона о том, что для его реализации не потребуются средства из федерального бюджета:
«Данное утверждение представляется неубедительным. Очевидно, что создание информационной системы со столь масштабным функционалом потребует значительных расходов. При этом ни в пояснительной записке, ни в финансово-экономическом обосновании не приводится источника финансирования реализации таких решений».
Кроме того, в заключении ГПУ Президента РФ к документу отмечено, что «предложенные изменения требуют проработки с привлечением широкого круга участников страховых рынков и потребителей страховых услуг». Эксперт в сфере автострахования Игорь Моржаретто вовсе не видит смысла создавать АИС Страхование под контролем ЦБ, поскольку летом 2020 года РСА уже представил обновленную базу АИС ОСАГО 2.0 и успешно справляется с функцией оператора системы.
- На сегодняшний день уже есть работающая и удовлетворяющая всем требованиям АИС ОСАГО 2.0, которую разработали в РСА, потратив на создание достаточно большие суммы. Возможно, нужно просто сделать к ней дополнительные модули и использовать для всего страхового рынка? Определенно такое решение обошлось бы дешевле создания еще одной базы, - подметил И. Моржаретто, - Конечно, как любая новая и столь масштабная система, она может время от времени требовать доработок, но все это текущие рабочие моменты, которые достаточно легко решаются в процесс эксплуатации. Видимо, эксперты сумели показать правительству, что фактически дублировать работающую АИС ОСАГО 2.0 другой информационной системой странно, бессмысленно и дорого. Да и зачем фактически отдавать базу по управление ЦБ? РСА, как общественная организация, наделенная государством некими функциями, хорошо справляется с управлением системой.
Руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов уточнил, что:
- Передача страховых баз данных от одного держателя к другому может быть оправдана, если бы при этом возникала дополнительная полезность для страхователей или страховых компаний. В мировой практике были ситуации, когда регулятор создавал под своей эгидой подобные информационные ресурсы (примеры – Индия и Бангладеш). Но там это происходит по причине отсутствия аналогичных ресурсов у самого страхового сообщества. В России участники страхового рынка самоорганизовались и работают для развития системы. Они способны создать подобные ресурсы и управлять ими самостоятельно. Законопроект должен стать сигналом для страховщиков к ускорению развития страховых баз данных с включением в них максимально возможной информации от всех участников рынка.