На фоне всеобщей деревенской разрухи и нищеты Радде по сей день выглядит селом крепким и преуспевающим. Журналисту «Ди Вох» оно напоминает деревеньки советских времен. Ну-ка, назовите мне ещё хоть одно село в автономии, где на пастбищах бродят тучные стада в сотни голов, а безбрежные просторы полей бороздят современные комбайны? То-то и оно...
БИРОБИДЖАН, 29 июля, «Город на Бире» – ВСЁ ЭТО БОГАТСТВО принадлежит местному колхозу. Но его председатель Галина Киселёва руководителя, полного оптимизма и грандиозных хозяйственных замыслов, уже не напоминает. Больше всего ей осточертело противостояние с чиновниками. Бумажной переписки с различными инстанциями накопилось столько, что впору всю зиму печь топить. Да и судебные заседания, согласитесь, не лучшее времяпрепровождение для занятого человека.
Свой невесёлый рассказ Галина Николаевна построила на контрасте: с гордостью поведала, чего удалось добиться её колхозу за тридцать с лишним лет, и с грустью – о препонах, бесконечных проверках, штрафах, разбирательствах и так и не сбывшихся чаяниях.
Поводов для гордости у Киселёвой, поверьте, немало. Когда в 90-х всё наше сельское хозяйство ухнуло в бездну, поля заросли бурьяном, а сеялки-веялки ушлые селяне растащили по винтикам, Галина Николаевна, будучи главой Раддевского совхоза, умудрилась сохранить и основную хозяйственную базу предприятия, и личный состав. Техника в страду исправно выходила в поля, урожай колосился, и ни у кого из тружеников даже мысли не возникало пустить скот под нож.
Потом совхоз по разным причинам несколько раз менял форму собственности и название. В 2014 году сформировался колхоз «Раддевский». В указанное предприятие сейчас входит три десятка дольщиков, и Галине Киселёвой, конечно, тоже принадлежит пай в общей массе колхозного добра.
Под её многолетним чутким руководством колхоз стал одним из передовых сельхозпредприятий области. В кредиты он не влезает. Зарплату аграрии получают исправно и весьма приличную. До тридцати тысяч – простые рабочие, до сорока – специалисты: механизаторы, ветеринар. Кроме того, все столуются на родном предприятии, что по нынешним ценам на продукты тоже немаловажно. Ну и по сезону можно выписать в колхозе зерно или сено для личной скотины.
По всем основным выплатам и налогам у надзорных органов к «Раддевскому» никаких серьёзных нареканий нет. Материальная база довольно крепкая. Для сравнения: всего в ЕАО насчитывается примерно 2000 голов крупного рогатого скота, на колхоз «Раддевский» приходится добрая треть – 640 голов.
– Коллектив у нас сейчас небольшой, чуть больше тридцати человек, но сформировавшийся. Все работают, никто отлынивать не привык. Если человек начинает лодырничать или попался на вранье или того хуже – на воровстве, то я с ним распрощаюсь моментально. Это моя принципиальная позиция. Жители и нашего села, и соседнего Башурово на работу просятся постоянно. Возможно, нам и понадобились бы дополнительные рабочие руки, если бы мы задумали расширяться. Но об этом сейчас и речи быть не может. С каждым годом дела у нас идут только хуже.
СВОИ ОПАСЕНИЯ Галина Николаевна разложила по полочкам. На одних ГСМ сейчас разорится любой сельхозпроизводитель. Цены на корм для скота тоже заоблачные, а местность в Радде гористая, так что своя кормовая база у колхоза предельно ограниченна. Серьёзные проблемы имеются со сбытом продукции. С молоком ещё куда ни шло. Хотя гонять молоковоз по здешним ухабам – себе дороже. А с мясом совсем худо. Местный рынок давно поделён, и вклиниться туда у Киселёвой не получается.
Тёплых помещений в хозяйстве недостаточно, и поэтому каждый раз приближение зимы – как грядущая вселенская катастрофа. Немалую часть стада надо или срочно резать, или продавать за бесценок, иначе скотина просто замёрзнет на улице.
Но это всё цветочки. Самое плохое, что у Галины Николаевны не заладились отношения «в верхах» – районной и областной администрациях. А без государственной поддержки крестьянский воз не вывезти никому.
– Поскольку наш колхоз ориентирован в том числе и на молочное производство, то по закону нам полагались государственные субсидии – что-то около пяти миллионов рублей. Однако в нынешнем году в субсидиях нам отказано на том основании, что животные больны лейкозом. Но коровы, больные лейкозом, были всегда и во всех хозяйствах области. Причём это не мешало нам исправно получать положенные государством субсидии. А в этом году, видимо, с бюджетом совсем плохо. Нам без этих денег не выжить. Надо технику покупать, помещения строить и готовить к зиме. Мы на эти деньги рассчитывали, а их нет и, вполне вероятно, в этом году уже не будет.
Раддетельница» Галина Николаевна Киселёва и корреспондент «Ди Вох» Евгений Степанов.
В ноябре прошлого года, тоже будучи в безвыходной ситуации, Киселёва продала коллегам-фермерам пару десятков бычков и нетелей. Но с Галиной Николаевной не расплатились по сей день. Председатель «Союза крестьян ЕАО» Александр Ларик от долга в семьсот тысяч рублей не открещивается, деньги обещает отдать до конца года. Только вот он лучше других знает, что нужны они сейчас, а не тогда, когда морозы уже ударят.
КУДА ТОЛЬКО не обращалась со своими проблемами Галина Николаевна! Кому только не писала! Даже главе государства. Будучи натурой кипучей и энергичной, радеет она не только за свой родной колхоз-кормилец, но и за всю деревню, в которой она родилась и жизнь прожила. Ну согласитесь, ей одной что ли нужна нормальная дорога на «большую землю»? Но, похоже, войны с чиновниками даром не проходят. Уж не знаю, как у Кисёлевой с физическим здоровьем, а душевных сил точно не хватает. И история с невыплаченными субсидиями, вполне вероятно, станет последней каплей в её чаше терпения.
– Если мы так и не получим положенных государственных субсидий за молоко, я, скорее всего, заберу свою долю из общего дела, продам имущество и уеду в город к детям. Заниматься сельским хозяйством в таких условиях у меня просто нет сил. Даже в лихие девяностые нам не приходилось так тяжело. И, признаться, я не думаю, что после моего отъезда колхоз долго просуществует, – делится Галина Николаевна, и, знаете, я её понимаю.
Именно на Киселёвой в Радде многое завязано и держится. На её опыте, знаниях, терпении, связях, деньгах... И она, конечно, вправе поступать так, как считает нужным. Просто будет очень-очень жаль, если колхоз «Раддевский» накроется... коровьей лепёшкой.
Евгений СТЕПАНОВ