Рис. Вячеслава ШИЛОВА.
О запрете на экспорт фруктов из Китая рассказывает корреспондент «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 20 августа, «Город на Бире» — Федеральная служба по ветеринарному и фито-санитарному надзору с 10 августа 2019 года приостановила ввоз в Россию семечковых и косточковых культур из КНР. Таким образом, китайские яблоки, груши, айва, абрикосы, персики и нектарины, а также вишня и черешня – когда будет продано всё, что завезено до начала карантина – могут исчезнуть с наших прилавков. Запрет распространяется не только на товарные пар-тии, но и на ввоз этих плодов в личном багаже.
Столь строгая мера введена в связи с тем, что случаи ввоза из Китая в Россию партий фруктов, в которых обнаруживаются так называемые карантинные объекты, участились. По информации Россельхознадзора, в 2018 и 2019 годах по России выявлено 48 подобных случаев. Считается, что «контрабандные» сельхозвредители и их личинки могут распространиться и повлиять на урожаи косточковых и семечковых культур в России.
Полномочия органа, наложившего карантин, не оспариваются, но оценить последствия этого решения мы можем. И прежде всего для нашей области. Большую часть плодовой продукции к нам завозит фирма «Цзямусы».
– Девяносто восемь процентов всех фруктов, которые у нас продаются, – китайские, – уверенно заявляет заместитель генерального директора этой компании Сергей БЕЛОНОСОВ. – «Краснодарские» или «Молдавские» яблоки тоже везут из-за Амура.
Китайские поставщики – практически монополисты на импорт растительных продуктов в азиатскую часть России, до самого Урала. Так что у нас, на Дальнем Востоке, фруктовый голод может оказаться ощутимым. В европейской части страны образовавшуюся нишу быстро и с радостью заполнят Турция, Беларусь, Молдавия, Сербия, и там последствия карантина не очень почувствуют.
Что нам останется? По более-менее доступным ценам на прилавках должны удержаться бананы, арбузы, киви, ананасы, виноград. Наверное, торговые фирмы заключат договоры с экзотическими странами и будут доставлять косточковые и семечковые плоды издалека. В какую цену они встанут, трудно себе представить.
И ведь что досадно: даже если бы ввоз карантинных вредителей в нашу зону был массовым, серьёзно обосноваться у нас той же персиковой плодоножке, обнаруженной в одной из партий фруктов, было бы негде. Ну нет у нас ни персиковых, ни абрикосовых садов, ни райских яблочных кущ!
Как сообщила пресс-секретарь Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО Елена КОЗЫРЯЦКАЯ, на пограничном переходе в Нижнеленинском – единственном на край и область, через который переправляются фуры с растительной продукцией из Китая, – в этом году карантинные объекты обнаруживались всего два раза: один раз в партии груза, один – в ручной клади.
– У нас ежедневно, за исключением апреля и ноября, через Нижнеленинский пункт пропуска проходят от тридцати до пятидесяти машин с растительной продукцией. Каждая по 24 тонны. И из-за одного случая лишать население всего региона фруктов?! – недоумевает Сергей Белоносов.
Когда разрешится эта ситуация, неизвестно, хотя, если верить Елене Козыряцкой, меры по её улаживанию предпринимаются. Пятого августа руководство Россельхознадзора провело переговоры с Главным таможенным управлением КНР, в ходе которого китайская сторона пригласила российских экспертов провести в сентябре инспекционный контроль мест выращивания косточковых и семечковых культур. Обсудили проблему и на VIII заседании постоянной рабочей группы по карантину животных и растений и безопасности пищевых продуктов в России, которое прошло в Циндао с 12 по 14 августа.
Как быстро будет двигаться эта бюрократическая улита, сказать трудно. Но пока рацион без относительно дешёвых китайских яблок, груш и нектаринов нам всё же грозит. После того как запас самых популярных фруктов закончится, нам останутся только дорогие экзотические плоды. Перефразируя классика, ешь ананасы, ягоды жуй!..
Михаил КЛИМЕНКОВ