Журналист «Ди Вох» пообщался с омичем Сергеем Арабули.
БИРОБИДЖАН, 15 августа, «Город на Бире» – Профессия водителя большегрузных машин у нас трудна и опасна – это знает каждый. То колесо меняй на якутском 50-градусном морозе, то груз спасай, то от разбойников отбивайся. Но работа дальнобойщика всегда оплачивалась достойно. Однако в последнее время дорожных опасностей меньше не стало, а труды шофёрские привычных дивидендов уж более не приносят. Выбирать людям сейчас особо не из чего, берутся за любую подходящую работу, тем более что подавляющее большинство водил только и умеют что виртуозно крутить баранку. Мой новый знакомый – водитель фуры Сергей Арабули рассказал, чем рискуют он и его коллеги, отрабатывая свой хлеб.
Сергей Отарьевич родом из Омска, где и проживает с семьёй по сей день. Трудится в транспортной компании. На минувшей неделе он привёз во Владивосток несколько тонн мороженого. В обратную дорогу его должны были загрузить хабаровским пивом. Разговаривали мы как раз в ожидании погрузки.
В отличие от большинства коллег Арабули работает в одиночку и на момент нашего разговора в пути был уже десятый день. Устал, конечно, вымотался. К счастью, командировка проходит без серьёзных происшествий. Но так везёт не всем и не всегда.
– Я сейчас чудом мороженое не угробил. Заглянул в холодильник проверить, а оно вот-вот поплывёт. Простоял бы пару часов – пришёл бы груз в полную негодность. Попытался сам разобраться, почему рефрижератор температуру не держит, но много ли на ходу поймёшь. Доехал до ближайшей мастерской, там ребята подсказали, в чём проблема. Бывает наоборот. Один наш парень в пути пиво заморозил – всем предприятием потом пили. А кто его возьмёт? Случается, машины переворачиваются со всем содержимым. Иной раз заказчики по каким-то своим причинам отказываются принимать товар. Но это всё, как говорится, мелочи жизни.
Мужику хотелось поговорить, и он оживлённо делился фактами из своей биографии. За рулём фуры Сергей Отарьевич уже двадцать лет. До этого водил междугородний автобус. Пассажиры, говорит, хозяйство хлопотное, но безопасное: не было в его практике, чтоб кто-то автобус грабить собрался. Грузовые перевозки совсем другое дело. В 90-х, вспоминает, в кабине лежал специальный инструмент на случай нападения, а передний бампер был тяжёлый, литой, железный – это чтобы из кольца прорываться, когда братки в очередной раз попытаются фуру легковушками остановить. Самая желанная добыча всех времён – водка.
– С нами в кабину, – рассказывает дальнобойщик, – садился охранник с ружьём – дядя Саша. Бывший офицер, ветеран боевых действий, снайпер. Если вдруг случались дорожные разборки, он выходил и с первого, ну максимум со второго выстрела поджигал машину грабителей. Его братва боялась и уважала, они чётко знали, когда и на какой машине он выходит в рейс. Это я к тому, что лихие девяностые возвращаются. Много лет уже прошло. Одно время грабителей поприжали, и на дорогах стало спокойно. А тут они опять повылазили. В Кемеровскую область въезжаешь – так гибэдэдэшники прямо предупреждают: на дорогах небезопасно, орудуют бандиты. Желательно передвигаться группами из нескольких машин. На обочинах не ночевать. Посторонних в кабину не брать.
В таких обстоятельствах не то что вверенный груз – голову бы сохранить. Снайперов сейчас с собой, конечно, не катают – сами справляются. Водительская братия стала дружней и сплочённей, ей в помощь – современные средства связи. Если кто попадает в беду, на зов по рации мчат товарищи-дальнобои. При удачном раскладе могут и сами бандюгам монтировками накостылять.
Нет смысла скрывать, что и товарищи «оборотни» в мутные времена были не прочь поживиться за счёт шофёров. Милиционеры, конечно, с кастетом в драку не лезли, но наехать могли по любому поводу и без такового. Все претензии снимала пятисотенная купюра. Сейчас у стажей закона вполне приличное жалование, и рисковать хлебным местом ради мелкого «приработка» желающих нет. Так что, уверяет Арабули, понапрасну на водителей никто не наезжает. А вот сотрудники пунктов весового контроля с введением системы «Платон» заметно оживились. Многие фуры существенно тяжелее, чем заявлено в документах. Но платить за перевес дальнобои предпочитают не «Платону», а стражам дорог. Такса – две тысячи рублей. И ведь что характерно, те даже доброго пути не пожелают, как раньше заведено было. Фыркают только недовольно: «Давай уже, проезжай!»
Задал я Сергею Отарьевичу и нескромный вопрос о доходах. Выяснилось, что зарабатывает он от 60 до 80 тысяч рублей в месяц. По нашим, биробиджанским, меркам – очень даже недурственно. Но так ведь и жизнь у дальнобойщиков та ещё! Как шутят они сами: едят из миски, спят в будке – как те дворовые Бобики. Всю жизнь в разъездах, всю жизнь вдали от семьи. К слову, первая жена от Арабули ушла – именно из-за его работы. Прикинул я все за и против – нет, не хочу в дальнобои. За такую насыщенную дорожную «романтику» 80 тысяч не больно-то и достойное вознаграждение.
Евгений СТЕПАНОВ