О чём писала газета «Ди Вох» в апреле 2019 года: Где и кому жить хорошо

Муниципальная реформа в Облученском районе ЕАО

БИРОБИДЖАН, 31 декабря, «Город на Бире» — Да простят меня историки за некорректное сравнение событий, но нынешний скандал в Облученском районе очень напоминает мне трагическую коллективизацию тридцатых годов. И тогда, и сейчас инициатива реформы исходила от единственной и руководящей партии. И хотя в идее создания колхозов ничего плохого не было, реализовалась она бестолково и у населения вызвала больше протеста, нежели поддержки. Так и сейчас. Только уже не отдельные люди, а целые поселения поделились на «бедных» и «богатых», и у каждого – свой интерес, свои доводы, свои аргументы за и против объединения в городской округ.

Одни поселения – те, что с нищим бюджетом – не против единения с Облучьем. Другие против: им, дескать, и так хорошо, своя администрация под боком, а в район не наездишься. В ходе объединения, если такое всё же произойдёт, десятки местных чиновников останутся без работы. Это проблема. По поселковым меркам работа муниципального служащего надёжна, стабильна и высокооплачиваема. У большинства из них семьи, которые нужно кормить. С другой стороны, средства, которые сейчас затрачиваются на содержание муниципального аппарата, могут быть использованы для других общеполезных нужд.

ФАЙЗАЛИ РАДЖАБОВ, председатель Собрания депутатов Облученского района, высказывая своё мнение по вопросу, очень просил подчеркнуть, что говорит не как председатель Собрания, а выражает именно своё, персональное мнение.

– С предложением провести муниципальную реформу и объединить поселения в единый городской округ выступили депутаты Облученского городского поселения примерно три недели тому назад. На территории нашего района находится шесть городских и одно сельское поселение, кроме этого есть районная администрация. Реформа в первую очередь будет касаться вертикали власти. Сейчас у нас в каждом поселении есть свой глава, который никому не подчиняется. В результате допускаются юридические и управленческие промахи, которые влекут большие материальные потери. Так, например, администрация Кульдурского городского поселения не так давно проиграла суд и осталась должна одному предпринимателю сорок миллионов рублей. При надлежащем контроле такого не произошло бы. Всего бюджет этого поселения составляет десять миллионов, из которых один миллион триста тысяч идёт на содержание главы поселения, четыре миллиона шестьсот тысяч уходит на содержание администрации и всего лишь два миллиона триста тысяч идёт на культуру, остальные два миллиона должны тратиться на исполнение более 35 полномочий. Когда мы говорим народу, что при сокращении аппарата деньги пойдут на другие нужды, они не хотят этого понимать. Меня очень удивляет возмущение наших оппонентов из Коммунистической партии. Мы ведь ничего нового не придумали. Такая система существовала и ранее. Были райисполкомы и нижние исполнительные структуры. Людей пугают тем, что на местах никого не останется. Это неправда. На местах останутся работники, например, начальник отдела жизнеобеспечения и два-три специалиста. Естественно, людей будет меньше, и оклады у них будут не такие, как они получают сегодня.

Файзали Азизович напомнил, что у каждого муниципального чиновника есть образование и специальность, и с дальнейшим трудоустройством проблем у них быть не должно. При большой потребности школ в педагогических кадрах, отметил он, бывшие учителя работают в администрациях поселений и не слишком спешат возвращаться к детям в учебные классы.

ГЛАВА Теплоозёрского городского поселения Анатолий СКОРОБОГАТОВ пережил этой зимой много неприятных моментов: из-за перебоев с поставками угля, территория, за которую он в ответе, в любой день могла остаться без тепла. К муниципальной реформе он относится двояко. Не возражает, чтобы отдельные полномочия по жизнеобеспечению населённого пункта передали округу, потому как денег, а значит, и возможностей для их реализации, у поселения в достаточном количестве нет. Но со всем остальным, считает Анатолий Вениаминович, теплоозёрцы справятся сами:

– Кредиторская задолженность поселения перевалила уже за двадцать миллионов, но задолженность эта возникла из-за неправильных расчётов правительства ЕАО – необоснованного обогащения, связанного с проходом через территорию поселения нефтепровода. Кроме того, очень много средств забирают расходы на культуру. Они преду-смотрены Дорожной картой Президента. Если эти вопросы урегулировать, со всеми остальными проблемами мы справимся сами. Наши депутаты намерены проголосовать против объединения, хотя бы потому что жители всех населённых пунктов поселения – Лондоко, Лондоко-завода и Теплоозёрска – при обсуждении вопроса реформу не поддержали.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» был принят 6 октября 2003 года. Тогда в нашей области создали 36 муниципальных образований. Со временем некоторые из них объединили. Большинство поселений испытывают серьёзные финансовые трудности. Почти все деньги местного бюджета уходят на зарплату управленцев, оплату налогов, и «культурную» Дорожную карту. Остатка на содержание населённых пунктов не хватает. В связи с этим депутаты Государственной думы РФ предложили на базе городов, имеющих устойчивый бюджет, создать городские округа, чтобы налоги распределять равномерно, и тем самым несколько уравнять условия жизни в поселениях.

По мнению депутата Госдумы от ЕАО Анатолия ТИХОМИРОВА, это правильное предложение.

– Согласитесь, – комментирует ситуацию Анатолий Фёдорович, – объекты, с которых собираются крупные налоги, такие как предприятия РЖД или, скажем, бруситовый карьер, – это не заслуга жителей конкретного поселения или даже его руководства. А в чём вина людей, живущих в других населённых пунктах?! Фактически создание городских округов – это возвращение к советской системе управления. В каждом населённом пункте всё равно будут представители власти, которые будут доносить вышестоящим органам все проблемы населения. Более того, уже принят в первом чтении закон о создании муниципальных округов, и теперь одноуровневую систему управления можно будет ввести и в сельских поселениях. Зачем в трёх сёлах сельскохозяйственного района содержать три администрации?!

В Облученском районе не сработал организаторский механизм, считает Тихомиров. Слишком мало времени отвели для общения с людьми, никто не объяснил им спокойно, аргументированно, какие преимущества они получат в результате реформы. И тем не менее, по закону, окончательное решение должно остаться за людьми.

Александр ДРАБКИН

Теги
Joomla SEF URLs by Artio