БИРОБИДЖАН, 30 декабря, «Город на Бире» - С каждым годом система образования меняется и дополняется. Пока учащиеся покорно принимают нововведения, между авторами учебных программ и родителями идут бесконечные споры. Первые считают, что школьник должен уметь создавать армию роботов для борьбы с коррупцией, вторые – что детям достаточно алгебры и русского языка. В 2016 году в Минобрнауки обсуждалось огромное количество инициатив по введению в школьную программу новых предметов. Какие-то из них уже приняты, какие-то находятся на стадии обсуждения. Итак, что будут изучать наши дети в скором будущем?
Астрономия возвращается
В СССР роль астрономии в школе была вдохновляющей. В каждом классе находилась пара-тройка мечтателей, которые хотели стать космонавтами. Преподавал астрономию, как правило, учитель физики. Часов на изучение предмета выделялось мало. В связи с этим с 2008 года астрономию не изучают в школе как отдельный предмет, ее объединили с физикой, выделив несколько тем под общий разговор о строении Вселенной и решение задач. Космонавтом быть уже никто не хочет, все рвутся в полицию и на таможню: лучше погоны на плечах, чем Гагарин в небе.
Кадр из мультфильма «Тайна третьей планеты» (1981 г.). Космос – одна из любимых тем советских мультфильмов. Путешественники с воодушевлением смотрят в небо, как смотрели в будущее граждане страны. Уроки астрономии предполагают возрождение интереса к далеким звёздам.
В 2016 году Минобрнауки опубликовало проект изменений федерального образовательного стандарта, где астрономия выделена в отдельный предмет.
Депутат Московской областной думы Алексей Мазуров: «Этот предмет будет необходим школьникам. Это то, с чем мы сталкиваемся. Почему Солнце таким образом себя ведет, физические основы дня и ночи, года. В звездном небе тоже надо разбираться, знать основные созвездия. Какие-то азы, безусловно, необходимы».
Министр образования РФ Ольга Васильева: «Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться. Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, сто процентов».
Уроки антикоррупции и финансовой грамотности
Еще одна поправка в федеральном образовательном стандарте касается формирования у подрастающего поколения антикоррупционного мировоззрения. Проблема в России обострилась, коррупционерами неожиданно оказываются, как сказал бы детский писатель Николай Носов, «честнейшие и благороднейшие коротышки».
Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне» (1997 г). Жулио дает взятку инспектору Миглю. В новостях часто показывают похожие видеосюжеты, только в конце их комментирует не Незнайка, а представитель прокуратуры.
В настоящее время в некоторых российских школах уже введены уроки антикоррупции. В школах Архангельской области есть курсы по налоговой грамотности для учащихся, а в Красноярском крае проводятся в рамках учебной программы тематические флешмобы и квестовые игры. Однако методичек о том, как рассказывать детям о коррупции, в школах нет. Поправка в образовательном стандарте о введении уроков антикоррупции вынесена министерством на общественное обсуждение, по результатам которого будет принято решение.
С 2016 года в российских школах начались уроки финансовой грамотности. Пока - факультативно (как дополнительное образование), а в дальнейшем модульно - в рамках обществознания, математики, ОБЖ, истории и географии. Практика успешно внедряется в Саратовской, Волгоградской, Томской, Калининградской области, в Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях, а также в Татарстане. Еврейскую автономию пока не включили в список регионов, жителей которых нужно учить обращению с деньгами. Но, как сообщает «Российская газета», в ближайшее полугодие уже начнется подготовка школьных учителей к введению спецкурса «Финансовая грамотность». Его предположительный старт в рамках курса обществознания намечен на 1 сентября 2017 года. Предполагается, что учащимся школ предоставят базовую информацию о процентных ставках, банках и ценных бумагах.
Директор проекта Андрей Бокарев: «Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность».
Семьеведение
Председатель научно-координационного совета по вопросам семьи и детства Российской академии образования (РАО), директор федерального проекта «Крепкая семья» Артур Реан считает, что предмет «Семьеведение» должен стать обязательным в российских школах. Он уверен, что эта инициатива нуждается в организационной и методической поддержке на федеральном уровне. Судя по всему, старания профессора не напрасны: уже в тридцати восьми регионах страны предмет ведется факультативно. Правда, общепринятого курса и программы по семьеведению нет.
Артур Реан: «На мой взгляд, в курсе «Семьеведение» должна превалировать даже не столько лекционная часть, сколько тренинги мужского и женского поведения в той или иной ситуации».
Кстати, попытки привить семейные ценности с помощью школы ведутся уже давно. С 2009 года в российских школах начали вводить курс «Нравственные основы семейной жизни». В 2015 году его преподавали в шестидесяти регионах страны. Каждая школа адаптировала предмет под себя.
Сказка «Колобок» через призму семьеведения может быть воспринята как модель нетрадиционной семьи. Родители достаточно возрастные люди, а ребенок и вовсе –хлеб со склонностью к девиантному поведению: сбегает из дома, общается с подозрительными личностями.
На пути преподавания встает проблема переподготовки учителей, да и вообще компетентность того или иного учителя в вопросах семейного благополучия. Пройдет учительница курс подготовки – 36 часов. Но как она, имея за плечами, например, опыт развода, сможет научить детей правильно выстраивать семейные отношения? Кроме того, в России приветствуется традиционная модель семьи (мама, папа, ребенок). Если же отца в семье нет, а в книжке написано, что он нужен, не почувствует ли ребенок себя отщепенцем на фоне идеальной картинки?
В многообразии школьных нововведений разбиралась Катерина Тюлькина