На «народной стройке» побывал и журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 22 июля, «Город на Бире» – Главное «культурное» сооружение автономии опутано строительными лесами. По цветным металлическим конструкциям передвигаются рабочие. Они уже закончили сдирать старую плитку и строительный раствор и приступили к отделочным работам.
Наверх мраморные плиты поднимают по одной – на верёвках в специальном деревянном коробе. Крепят их, конечно, не только на клей, а по специальной технологии, используя металлическую сетку и шайбочки.
Директор филармонии Валерий ГАЗЕТА говорит, что на стройке работает лучшая в России бригада мастеров по мрамору. На Дальний Восток она приехала из Москвы.
– В ЕАО есть мастера, которые могут что-то сделать с китайским мрамором, например, задекорировать фонтан. Это залепуха, мы решили от этого отойти. Приехали мастера, которые знают, как плитку заливать, как её крепить, чтобы села намертво. У них свои технологии, у китайцев я таких не видел. На стройку постоянно подъезжают специалисты, которые выполняют какую-то определённую работу. Например, недавно были промышленные альпинисты, они работали на той части фасада, где невозможно поставить леса. Висели там с перфораторами, долбили.
Мрамор для новой плитки брали под Челябинском, из того же карьера, что и в 1983 году при строительстве филармонии. Поэтому рисунок на старой и новой плитке практически не отличается.
– Отличие новой плитки только в более глянцевой поверхности. Когда-то наша филармония вся была такая, но за 33 года под ветром, песком, дождём и снегом стала матовой. Мы не будем новые плитки специально старить и царапать. Со временем все различия и так сотрутся. Главное, рисунок подобрали – молодцы! – восхищается руководитель филармонии. – Гранит для отделки фундамента оттуда же привезли. Мрамор имеет свойство впитывать влагу, поэтому низ будет сделан из гранитных плит, которые влагу не пропускают, чтобы фундамент не рушился.
А чтобы зимой не разрушилась и сама новая плитка, филармонии нужен ремонт крыши. Иначе таблички «Осторожно! Возможно падение плитки», которые раньше висели по всей филармонии, снова станут актуальны:
– Мы прекрасно понимаем эту проблему, ведь физику все учили. Когда на улице ударят морозы, вода, которая затечёт за цемент, за плитку, расширится и отстегнёт плитку. Мы бьём во все колокола, просим помочь с ремонтом крыши, но пока все силы кинуты на то, чтобы сделать именно фасадную плитку – красоту навести. Всё так совпало: юбилей города, фестиваль, медиафорум. Надо успеть до 1 сентября.
Ремонт областной филармонии в Биробиджане можно назвать народной стройкой: все работы здесь ведутся на внебюджетные средства. На просьбу руководства филармонии откликнулись многие местные предприниматели. Имён Валерий Владимирович не назвал, говорит, бизнесмены не хотят кичиться добрым делом:
– Цемент нам пожертвовали на Теплоозерском заводе. Кто-то дал строительные леса, потому что высота стены – 23 метра, и по-другому там нельзя работать. Пришли высотники из МЧС – помогли эти леса смонтировать, висели на веревках, всё это прикручивали, крепили. Теперь рабочие могут там нормально перемещаться. Кто-то кормит строителей обедом и ужином, другой предприниматель дал жильё, помогает спецодеждой, даёт перчатки, верёвки... Народная стройка! Как в 1983 году. Больших денег у нас нет, поэтому приходится договариваться. Я только что прибежал из магазина, потому что рабочим нужны были перчатки.
Сначала планировали заменить плитку только на фасаде. Но когда её начали срывать, пополз и другой край. Получилось, что вся левая сторона здания теперь стоит оголённая до кирпича. Это, конечно, привело к увеличению стоимости ремонта. Но деньги вроде как нашли, и вторую партию плитки – ещё одну тысячу квадратных метров – уже везут.
Народная стройка – дело государственной важности. Губернатор ЕАО Александр Левинталь строительный объект регулярно инспектирует и обещает обеспечить филармонии полную реконструкцию.
– Проект уже разработан, – заявил он. – Сейчас мы продвигаем его через Министерство по развитию Дальнего Востока и Минкультуры на финансирование. Чтобы на следующий год или через год он вошёл в федеральную часть программы развития культуры, и в течение трёх лет коренная реконструкция состоялась.
Вера КРАВЕЦ