Интервью газете «Ди Вох» автора идеи чемпионата по выразительному чтению вслух
БИРОБИДЖАН, 1 июня, «Город на Бире» – Это у него статус «ВКонтакте» такой – Создатель. А в интервью, наверно, скромничает и на вопрос, что по-настоящему классного (ну, кроме «ОткройРота», естественно) вы выдумали в своей жизни, отвечает: «Ничего».
Тезисно: ему за сорок, образование высшее, когда окончил институт, грянули девяностые. Зарабатывал много чем, и в один прекрасный момент решил открыть книжный магазин. А чтобы привлечь к нему внимание, придумал «Открой Рот». А «Открой Рот» с тех пор возьми и зашагай по стране.
Неделю назад этот всероссийский чемпионат по выразительному чтению вслух докатился и до Биробиджана. Семеро смелых по очереди без подготовки читали в микрофон незнакомые стихотворения и прозаические отрывки. Победила Ксения Пырина. Мы в редакции знаем её как актрису «Когелета». Очень подробно об этом соревновании «Город на Бире» уже писал.
Я тоже хотела в «личный зачёт», но опоздала к началу – работа, знаете ли. И в качестве компенсации позволила себе поближе познакомиться с зачинщиком «откройротовского» движения за грамотную устную речь. В Биробиджан Михаил Фаустов не приезжал, но в соцсетях всегда на связи.
– Вся редакция спрашивает: Фаустов – это настоящая фамилия? А историей семьи интересуетесь? Доросли уже до «взрослости», когда тянет начать рисовать семейное древо?
– Вполне обычная русская фамилия. Я бы даже сказал, крестьянская. Фаустово – есть под Москвой такая деревня. Так что никаких тут ассоциаций с Гёте и немцами вообще нет. Ну, то есть, если бы Гёте своего героя назвал, к примеру, доктор Иван, то тогда всех Ивановых отнесли бы к его потомкам? Поэтому ни о каких генеалогических древах я не думаю, и вообще считаю это не признаком «взрослости», а скорее, наоборот. Другое дело, что, конечно же, помнить своих предков нужно, историю своей семьи хотелось бы знать лучше, чем я её знаю, потому что семейные легенды – они по большей части всё-таки легенды. Но избавить их от приукрашиваний, сглаживаний и героизации не получится ни у меня, ни у кого другого. А что до «взрослости», если бы дорос, то вряд ли бы занимался тем, чем занимаюсь.
– Откуда у «настройщика лифтов» вообще взялась симпатия к книгам? Генетика? Воспитание? Повезло с учительницей литературы? Почему пришли идеи именно журналов (одно время Фаустов издавал «глянец» – эти и другие факты, вписанные в вопросы, я вычитала в интервью с Михаилом, которые уже были опубликованы), книжного магазина? Только не врать. Мы в курсе, что вы всем «врёте по-разному». Чем ещё вам было бы занятно торговать (кроме металлолома)?
– Встречный вопрос: откуда это вот «настройщик лифтов»? Никогда им не был и вообще не знаю, что есть такая профессия. Да, диплом о высшем образовании у меня был написан на тему «электропривод лифта», но по специальности, как и многие выпускники вузов начала 90-х годов, я не работал ни дня. «Симпатия к книгам» у меня с детства, читать научился рано, в детском саду постоянно «работал» аниматором для своих товарищей по горшку. Меня сажали перед другими детьми, давали книжку и заставляли читать. Так что «Открой Рот» – это в некотором роде месть. Идеи же – они на то и идеи, что они приходят, как говорят китайцы, «не почему». Врать на эту тему можно часами, но правда в одном: любая идея случайна, и пытаться проследить её генезис – значит похоронить саму идею. У меня есть любимый образ сороконожки, которую спросили, как она ходит, и она перестала ходить. Вот и я такая сороконожка. Про торговлю могу сказать одно. Любая торговля – это в первую очередь торговля... мммм… таблом. Лицом то есть. Все эти тренинги и школы активных продаж – это всё чушь, ересь и отъём денег. Научить продавать нельзя. Это либо дано от природы, либо нет. Мне многие говорят, что я очень хороший продажник, но я не люблю им быть. Я люблю сидеть дома и ничего не делать. И книжки читать. А металлоломом, кстати, торговать совсем не занятно, а напротив – нервно и часто даже опасно.
- Чемпионат по выразительному чтению вслух «Открой Рот» был придуман в Новосибирске в 2011 году.
- Это именно чемпионат. Организаторы настаивают: «Открой Рот» – спортивные соревнования, а не художественный конкурс.
- Соревнования проводились в 111 российских городах – от Архангельска до Магадана.
– Какие отношения с чтением // литературой // учителями-словесниками сложились в школе – у вас, у сына, у дочери? Особенно про дочь интересно. Ей сейчас не достаётся на уроках литературы в связи с папиной популярностью?
– Да нормальные. Читать для меня естественный процесс – как в окно смотреть. Просто чем старше и, надеюсь, умнее становлюсь, тем больше понимаю в том, что написано. Ну и ставшая среди моих близких знакомых уже притчей во языцех моя нелюбовь к поэтам – оттуда же. Как правильно сказал мой друг поэт Емелин, «мы, поэты, такие – одного удавишь, так пятеро ещё, как тараканы, из щелей вылезут». Борьба с современной поэзией у меня принимает гипертрофированный характер, именно поэтому в «ОткройРоте» поэтический раунд часто только из современной поэзии и состоит. Чтобы люди мучились, понимали, какая это дрянь, и никогда больше с ней не связывались. Издательство «Воздух», как мне кажется, офигевает, потому что за прошлый год я сильно поднял им продажи маленьких таких поэтических книжек по 50 рублей. Их вообще никто не покупает, кроме меня. Сын большой уже, в «Гнесинке» учится, со мной живет. А дочь – в Новокузнецке. В прошлом году выиграла какой-то школьный конкурс по чтению стихов на английском языке. Вряд ли ей помогла папина популярность, про папу там толком никто не знает. Я же не Филипп Киркоров. Просто замечаю по Варе, что сейчас иностранные языки в школе преподают гораздо лучше, чем тридцать с лишним лет назад, когда я учился. И словарный запас у неё больше, чем у 12-летнего меня, и предложения правильно строит. Хотя ругать наше образование есть за что. Особенно это видно по детской версии «ОткройРота» – «Странице», которую мы проводим в нескольких регионах страны.
– Что любите читать? Если вообще любите... Если не любите, то уж в туалете-то, как у любого нормального человека, всё равно что-то валяется из «почитать» (ну или в библиотеку загружено) – что?
– Люблю читать и читаю по нескольку книжек сразу. Электронные книги не читал до прошлого месяца, но вдруг лишился девственности, потому что летел во Владивосток и книга не влезла в чемодан. Скачал читалку и подряд восполнил несколько пробелов – и классических, и современных. В туалете уже третий месяц лежит человеконенавистнический труд Селина «Из замка в замок», я за него берусь, чтобы напитаться настроением и крушить всё подряд. Рядом с Селином – диалоги о философии между художником Пивоваровым и философом Ольгой Серебряной. Зачем я её читаю, я вам объяснить не смогу. А для самолета и метро у меня великолепный по форме и познавательный по содержанию роман HHhH Лорана Бине и совсем стыдный пробел – «Родная речь» Вайля и Гениса.
«Гулливерская» фотосессия от товарищей, приуроченная к очередному дню рождения.
– Как увеличивающаяся в геометрической прогрессии популярность «ОткройРота» сказывается на личной жизни?
– Очень бы хотелось, чтобы появились группиз (от англ. groupie – поклонница – прим. авт.) и в каждом порту по невесте. Но как-то с этим не складывается. Вообще меня весь этот процесс поездок стал адски выматывать, я потом отоспаться никак не могу. С этого года вместо меня почти везде ездит Мишка Харитонов (победитель конкурса «Открой Рот – 2012» – прим. авт.), он молодой, не скоро поломается. Как поломается, придется нового Мишку покупать. Про доход тут говорить не приходится. «Открой Рот» – проект некоммерческий и таковым и останется, пока не поломаюсь я. Тогда «Открой Рот» прекратит существование, люди перестанут читать – сначала вслух, потом вообще деградируют и начнут друг друга есть.
– В каком-то интервью 2012 или 2013 года вычитала: «...После этого на нас вышел с желанием стать спонсором “Проктер энд Гэмбл”, появились какие-то деньги, и мы решили завоевывать мир». Как вы думаете, в сегодняшней экономической и политической ситуации реально придумать с нуля проект под который деньги придут сами? Или писание грантов и попрошайничество у спонсоров неизбежны?
– Реально. Писание грантов и попрошайничество – это те же продажи, см. выше.
– Несколько лет назад экс-министр Новосибирской области Наталья Ярославцева назвала вас «по-хорошему сумасшедшим». Как протекает «заболевание»? Не «вылечились» со временем? Может, уже пора остепениться?
– Да, пожалуй, пора. Не пойду-ка я сегодня никуда, останусь дома, досмотрю четвертый сезон «Банши» и дочитаю про убийство Гейдриха.
Расспрашивала Елена Мержиевская