В 2012 году Министерством сельского хозяйства РФ была разработана программа по развитию семейных животноводческих ферм. На сегодня по этой программе в ЕАО получено девять грантов, пять из них – в Биробиджанском районе. На одной из таких семейных ферм побывал журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 23 января, «Город на Бире» - ПРОФЕССИЯ ЖИВОТНОВОДА, как и другие сугубо деревенские занятия, сегодня не в чести. Впрочем, и в прежние не столь давние времена вряд ли кто из крестьянских ребят с малолетства мечтал стать скотником или дояркой. Вот и Мамед Амиросланов, родившийся и выросший в азербайджанском селе, как только окончил обучение в школе, рванул подальше от родного дома. Было это в 1984 году, Советский Союз ещё был единым и казался нерушимым, и Мамед уехал в Комсомольск-на-Амуре, где к тому времени уже обосновался старший брат. Из двух имевшихся там вузов – педагогического и политехнического – сельский парень выбрал первый, проучился в нём три года, понял, что учительство не его призвание, и отправился в армию. После увольнения в запас устраивался на разные работы. Физического труда не боялся. Был и строителем, и проводником на железной дороге. Получил водительские права, стал возить корма в сёла ЕАО. Тогда же он познакомился с Игорем Есиповым и Евгением Еромасовым. Подружились, с тех пор держатся друг за друга. И когда Мамед предложил им обосноваться в деревне и заняться животноводством, согласились.
Шёл 2003 год. Для проживания выбрали село Дубовое в Еврейской автономной области. Первоначально хотели разводить баранов. На дальневосточных подворьях можно встретить этих животных, но больших отар нет. Овечкам нужны сухие, лучше каменистые просторы, а здесь преобладают болота. Мамед знал это – овец он пас с малолетства. Для овцефермы приглядел место в скалистых отрогах хребта Ульдуры. Но не учёл, что здесь располагается государственный природный заказник, и любая хозяйственная деятельность на его территории запрещена. Поэтому от идеи крупного овцеводческого хозяйства пришлось отказаться. Ограничились созданием личного подсобного хозяйства. Несколько десятков баранов всё-таки приобрели, но главными кормилицами стали коровы. Сначала одна, потом две, потом пять. Доходов больших не имели, большая часть уходила на прибавление поголовья и на приобретение кормов – техники для их самостоятельной заготовки у мужчин не было. БЫТЬ МОЖЕТ, они и оставались бы в скромных рамках личного подсобного хозяйства, каких немало, если бы не Пётр Петрович Кочмар. Человек этот долгие годы возглавлял Надеждинский совхоз, в состав которого входило и село Дубовое. Между прочим, это хозяйство, уже под именем ЗАО «Заречное», под его руководством продержалось дольше других в Биробиджанском районе. Но без какой-либо государственной поддержки всё-таки подверглось процедуре банкротства. Бывший директор не покинул село и не ушёл на заслуженный отдых. Сначала помогал управлять фермерским хозяйством Александру Ларику, который имеет в Дубовом ферму и поля. Потом Кочмар оформил своё КФХ и работал там вплоть до смерти в прошлом году. Амиросланова и его друзей Пётр Петрович приметил сразу. Опытным глазом руководителя оценил их трудолюбие: три мужика – без помощи, без техники – не отчаиваются, не уходят в запой, как некоторые бывшие совхозные рабочие. Он помогал им и делом: вспашет огород, поможет выкопать картошку, подвезёт закупленное сено, – и советом. Именно Кочмар подсказал Мамеду арендовать пустующий к этому времени участок бывшей пилорамы на окраине села и построить там коровник. Оформив в 2012 году документы на аренду, Мамед, Игорь и Евгений сразу взялись за дело. Кирпичи делали сами, для этого купили станок. Строили тоже сами. Коровник получился добротный. Теперь можно было наращивать поголовье.
В ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ хозяйстве, оформленном на Мамеда Амиросланова, сегодня сто голов крупного рогатого скота. 23 из них уже дают молоко, примерно тридцать нетелей вскоре пополнят дойное стадо. Конечно, в представление о приусадебном хозяйстве, которое призвано прежде всего обеспечить продуктами владельцев и продавать лишь излишки, оно теперь не укладывается. В принципе, это небольшое животноводческое предприятие. Минувшим летом они надаивали по 350-400 литров молока в сутки. То, что коллектив сугубо мужской, отнюдь не помеха. Все трое научились мастерски доить своих бурёнок. Впрочем, вручную они теперь этого не делают: приобрели доильные аппараты. Чтобы развиваться дальше, им нужно решить главную проблему – заготовку кормов. Сегодня всё для своих бурёнок они покупают: и концентрированные корма, и грубые. Обходится это в копеечку. Была бы техника – сено могли бы запасать сами. Деньги на эти цели они откладывали и раньше, но в прошлом году получили субсидию на развитие своего хозяйства. Такие гранты выдаются по конкурсу, условия которого определены постановлением правительства ЕАО в соответствии с приказом Минсельхоза. Участвовать в конкурсе могут крестьянские и личные подсобные хозяйства, не имеющие задолженностей по страховым взносам, пеням и штрафам и предоставившие конкретный план использования полученных средств. Причём 40 процентов запрашиваемой суммы конкурсант должен внести сам – только при этом условии к ним добавят ещё 60 процентов. Мамед представил в комиссию по проведению конкурса свои расчёты. На приобретение сенокосной техники и трактора нужно примерно 2,5 миллиона рублей. Необходимые 1,2 миллиона у него есть. Долгов нет. Комиссия посчитала, что Амиросланов достоин гранта, и вскоре деньги были получены. Теперь в течение двух лет он должен потратить их по назначению. Надо сказать, что дело это оказалось не совсем простым. Технику он хочет приобрести российскую, но цены на неё у местных дилеров кусаются. Попробовал обратиться по объявлениям к иногородним, но их предложения кажутся сомнительными, а то и вообще жульническими. Например, позвонил одному поставщику. Тот наобещал многое и по низким ценам. Но Мамед попросил знакомого, живущего в том городе, сходить по указанному в объявлении адресу. Никакой фирмы там не оказалось. Осмотрительность оказалась нелишней. Но Мамед и его друзья намерены принять участие уже в ближайшей сенокосной страде и на новой технике.
СЕГОДНЯ МАМЕД признаётся, что заниматься животноводством ему нравится. После окончания долгого трудового дня (а вечерняя дойка завершается почти в десять часов) он с чувством исполненного долга проходит по коровнику, построенному его руками и заселённого его живностью. Радуется каждому новорождённому телёнку. Доволен, что дело спорится, а хозяйство расширяется. Что ещё нужно?
Михаил КЛИМЕНКОВ