Валентина Бегинина уже не верит, что её дом когда-нибудь снесут.
В нюансах законодательства пытался разобраться журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 31 января, «Город на Бире» – Слово «фонд» мы привыкли воспринимать как нечто, имеющее отношение к добровольным взносам. Есть, например, фонд помощи китам, выбросившимся на берег. Нет возможности внести деньги – не страшно: в карму пени не накапают. С фондом капитального ремонта многоквартирных домов всё обстоит по-другому. Закон о капремонте вступил в силу в 2013 году. В СМИ и интернете до сих пор появляются сообщения о том, что фонд капремонта в разных регионах страны проверяет прокуратура, что сборы эти грабительские, суммы платежей завышены. На одном из сайтов даже предлагают заполнить судебный иск, который якобы позволит уклониться от оплаты капремонта законным способом.
За принятие закона о капремонте в декабре 2012 года проголосовали 237 депутатов Госдумы. Петицию со слоганом «Требуем отменить «оброк» на капремонт!» в интернете подписали 182 161 человек. Но онлайн-петиция, в отличие от закона, юридической силы не имеет.
Отрицание
Механизм проведения капремонта идеально объясняет реклама по телевизору: создай спецсчёт дома – народ скинется, и почините себе крышу; или плати региональному оператору – и в порядке очерёдности отремонтируют сначала соседский дом, а потом твой. Варианта «не хочешь – не плати» в рекламе не было. А именно он оказался наиболее близок населению.
За четыре года люди по большому счёту так и не поняли, нужно ли платить за капремонт, и даже не знают, в чём он заключается. Не отличают его от строчки «текущий ремонт», куда входит, например, побелка подъезда, или от тех работ, которые должны делать дома сами.
– Полтора года назад нам батареи заменили, починили крышу, унитаз поставили. А всё остальное сказали делать за свой счет: поменять сифон в раковине, окна... Их мыть страшно, кажется, надавишь – и окно вывалится. Ремонт не выполнен! Подъезд хоть можно было побелить?! – возмущается Наталья АКУЛОВА из дома на Шолом-Алейхема, 56.
Однако в претензиях Натальи Владимировны есть и разумное зерно. После ремонта, по словам женщины, новые трубы периодически текут.
– У меня прорывало, и у соседей. Трубы когда меняли – сделали мне дыру в полу такую, что мы с соседями до сих пор спокойно переговариваемся. Ничего не заделали, только попортили всё! В туалете тоже в потолке дыра. Так что квитанции за кап-ремонт я не плачу. Мне не понравилось качество. Если что-то приходит, то я со психу и выбрасываю.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Виктор Плескачевский: «Закон расширяет простор для коррупции в наиболее чувствительной для россиян сфере – ЖКХ. Основа этой пирамиды заключается в том, что платят в неё собственники жилья, а распоряжаются деньгами чиновники. И они не заинтересованы экономить. В СССР можно было на стройке красть 10 процентов, сейчас ставки выросли в разы».
Дому сорокового года постройки капитальный ремонт помог: здесь теперь крыша не течёт.
Гнев
В 2013-м наш семейный совет по поводу капремонта плавно превратился в митинг. Наш дом ремонтировать будут в 2043 году. А может, мы к тому времени съедем? А бабушка из соседнего подъезда до 43-го, возможно, и не доживёт!
По Гражданскому кодексу, человек обязан платить деньги только после оказания услуги, и то, когда убедится в том, что она ему предоставлена в надлежащем качестве. Новостная лента каждый день выдавала сообщения о незаконности поборов, бесконечных судах и митингах общественников. «Зачем идти плавать, пока море бушует?» – подумали мы, и решили за капремонт не платить. Но в январе этого года пришло письмо с суммой долга более трёх тысяч рублей. Текст пугал судом и приставами.
Жители нашего дома большинством голосов решили платить взносы региональному оператору. А это значит, что они выступили в качестве одной стороны заключаемого договора. Получается, мы, кто платить не горел желанием, договор с регоператором заключили как-то автоматически?
Директор местного регоператора Антон ВОЙТЕНКО, которому мы отправили письмо с просьбой объяснить, как же так вышло, ответил очень оперативно. Итак, согласно статье 39 Жилищного кодекса, мы, собственники помещения в многоквартирном доме, несём ответственность за общедомовое имущество. Статьи 169 и 155 обязывают нас платить взносы за кап-ремонт и пени. Постановление правительства об утверждении в ЕАО программы кап-ремонта было опубликовано в 2014 году, так что с февраля 2015 года эту услугу обязаны оплачивать все.
На первой квитанции, что мы отправили в мусорку, была представлена сокращенная форма договора с регоператором. Ни одного протокола разногласий по проекту договора в адрес НКО «РОКР» не поступило ни от нас, ни от других жильцов. А в 2015 году в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, и теперь обязанность заключать договор между собственниками и регоператором упразднена.
Мы стали жертвами собственной безалаберности, ведь, известив регоператора о разногласиях, могли бы провести ещё одно собрание жильцов, создать спецсчёт дома. Однако платить пришлось бы в любом случае. И придётся, как бы это нас ни возмущало. Потому что отказ от уплаты взносов на капремонт нарушает действующее законодательство. А за нарушение положена ответственность.
В соответствии со ст. 184 ЖК РФ, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 ЖК РФ на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Торг
Жители дома на Советской, 3, не могут определиться, платить им за капремонт или нет. В июне 2016 года дом был признан аварийным и, как написано в распоряжении мэрии, подлежит сносу со сроком расселения не позднее января 2026 года. То есть в региональную программу капремонта он не должен был попасть. Но счета людям приходили и после того, как дом вошёл в число аварийных. Анна МОРГУНОВА показала квитанции, которые оплачивала до октября:
– Мне ещё и пени начисляли, то 25, то 30 рублей, если платила не вовремя. А вообще нам платить за капремонт по закону не положено! Я отдавала деньги, чтоб не было проблем. Капитальный ремонт дому не поможет. У нас крыша течёт, её надо менять. В управляющей компании посоветовали к потолку прицепить ниточку, опустить в ведерко – и пусть капает...
Эта «деревяшка» – благо-устроенная. Но полы и трубы гниют, с проводкой беда.
– По-хорошему дом надо сносить, – говорит Раиса БАРВИНСКАЯ. – Соседка ругала меня, говорит, какого черта ты платишь за капремонт?! Так квитанция приходит – я и плачу. Несколько месяцев не заплатишь, потом нужно будет всё сразу отдавать, а с чего я отдам? Я платила до декабря.
Наталье КРИВОШЕЕВОЙ квитанции перестали приходить, едва дом признали аварийным:
– За капремонт я ни разу не платила, ждала, когда на меня в суд подадут. В случае чего даже по суду я платить не собиралась. Зачем платить за услугу, которую никогда не предоставят? Что они тут могли ремонтировать? Я сама тут что-то трогать боюсь, чтоб ничего не рухнуло.
Валентина БЕГИНИНА заселилась в этот дом двадцать лет назад и говорит, что уже тогда его обещали вскоре снести. С лета Валентина Ивановна перестала платить за капитальный ремонт. Как и её соседка Анна ЛИ. Сейчас люди ждут конца января, чтобы понять, придёт квитанция или нет.
Владимир Путин на заседании межрегионального форума Общероссийского народного фронта (2016 г.): «Я знаю, что многих людей это злит, и по праву злит. Но Конституционный суд подтвердил правильность принятого правительством решения, но и здесь при всей правильности нужно исходить из реальных финансов, из реальных доходов населения и, конечно, реальных потребностей отрасли».
Принятие
Дом № 3 в Театральном переулке стал одним из первых, что вошел в программу капремонта. Когда Тамара ГРИГОРЬЕВА узнала о новой строке в квитанции, расстроилась. Но в 2015 году без вопросов пустила к себе рабочих. Качеством ремонта она осталась недовольна.
– Очень плохо работает бачок, – жалуется Тамара Николаевна. – Унитаз, может быть, и новый, но модель старая, примитив. Он, может, лежал там где-то на складах. Вода стала хуже бежать. Она ржавая стала, с запахом.
За капитальный ремонт женщина прилежно платит. Очевидно, регоператору, так как не уверена, есть ли в доме ТСЖ и свой спецсчёт.
Общаясь с биробиджанцами на тему капитального ремонта, я пришла к выводу, что люди не знают, зачем нужен регоператор, спецсчёт и в чём между ними разница. Люди воспринимают платёж как очередной побор, но прямо об этом не говорят. Лишь отвечая на соответствующий вопрос, грустно кивают головой. А потом с таким же обреченным видом отщипывают из семейного бюджета деньги на оплату. Конституционный суд признал взносы за капремонт законными. В соответствии с законом области от 16.12.2016 № 43-ОЗ минимальный размер взноса в текущем году составляет 4 рубля 92 копейки за квадратный метр.
Катерина ТЮЛЬКИНА