В еврейской общине прошёл кулинарный поединок, приуроченный к началу ханукальной недели, в котором принял участие журналист «Города на Бире»
БИРОБИДЖАН, 10 декабря, «Город на Бире» - Чтобы получить молоко, нужно навестить корову, курицу режет только шойхет, у рыбы должны быть плавники и чешуя, для халы нужны специальные дрожжи и мука, каждую веточку укропа необходимо просмотреть и убрать всех жучков, яйца разбить в отдельную посуду и проверить на наличие крови. Голова кругом, да? Вот, а нам нужно было всё это держать в голове для приготовления кошерного обеда. А ещё и на скорость. И на очень ограниченный бюджет. Это наши преподаватели – Эли и Михаль Рисс – устроили для биробиджанской еврейской молодёжи кулинарный поединок в честь праздника Ханука.
Они разделили нас на три команды, дали каждой по тысяче рублей, по два часа времени, по списку разрешённых продуктов, которые можно найти в Биробиджане, и отправили в один из гипермаркетов за покупками. Начался этот забег тем, что мы своей многочисленностью переполошили охрану, а закончился тем, что мы свели с ума кассиров, когда пытались втиснуть покупки в бюджет. С каждой кассы, где были наши ребята, доносились фразы вроде: «А может обойдёмся без зелени?», «А пробейте нам лучше рыбу», «А если оставить эту пачку здесь?». А в перерыве между этим мы носились по торговым рядам, искали помидоры и однокомпонентные специи, думали, чем лучше натереть курицу, из чего приготовить блины на десерт, если молоко добавлять нельзя, и как быстрее сварить картошку.
Моя команда первой добралась до общины, где мы должны были готовить. В меню у нас было: курица, запечённая с картошкой, салат «Амурская черепаха» и блины по-царски. Всё, что нам Михаль разрешила из специй, – это карри. Надев фартук и поварской колпак (ну, чтобы быть вообще крутым поваром), я принялась натирать кошерные куриные окорочка этой смесью специй (и почему нам её разрешили?). Стою вся такая в фартуке, делаю важный вид, а сама думаю: духовку-то нам не дали… Срочно меняем рецепт! Курицу и картошку будем тушить. Успеваю первой выхватить тяжёлую чугунную кастрюлю. В ней можно и варить, и жарить. Пытаюсь обжарить плохо размороженные окорочка. Куда там?! Электрическая плитка и сама-то не горит желанием нормально нагреваться, кастрюля опять же тяжёлая, стенки толстые. У других вокруг всё кипит: кто фарш кошерный жарит, кто уже над десертом колдует. А у нас Лена стоит с банкой кокосового молока и думает, как эту жирную жидкость в тесто для блинов замешать.
Курица начинает немного прихватываться и источать прекрасный аромат восточных специй. Но я-то знаю, что внутри она ледяная. Вытаскиваю окорочка до доску, мол, так и задумано. Силами юношей в нашей команде режем их на куски. Картошку тоже стараемся нарубить помельче, чтобы быстрее приготовилась. В сотейник снова отправляется лук, за ним – курица. Вот, с кусками стало работать полегче. Следом идёт картошка и немного воды. Мой дедушка называл такую тушёную картошку «кандёр». Ну, вроде было вкусно в детстве.
А у Лены в самом разгаре жарка блинов. Они получаются тяжёлые, большие, но дико вкусно пахнут кокосом. По-моему, это теперь будет моя самая любимая основа для разной домашней выпечки. Лена наполняет их консервированной черешней из банки. А сок пытается выпарить на другой сковородке, чтобы вместе с сахаром он образовал нечто вроде густого варенья.
Ребята в это время колдуют над Амурским салатом с подкопчёной сёмгой. Точнее, пытаются придать ему форму большой амурской черепахи с лапами из помидоров черри и глазами из кусочков водорослей нори, которые они самозабвенно спёрли у соседней команды. Потому что там ребята вовсю колдуют над кошерными роллами. Н-да, ужин будет что надо…
От одних пахнет соусом для спагетти болоньезе, эти в блендере делают форшмак, у Жени и Жени идёт работа над основой для десерта тирамису с бананом (надо бы рецептик узнать!), кто-то режет фруктовый салат, который они тоже собираются залить кокосовым молоком.
Михаль, как настоящий строгий машгиах, ходит по командам и проверяет, чтобы все нормы кашрута соблюдались. Зелень и яйца она проверяет только сама – не доверяет двоечникам из молодёжной программы. А тут курица моя даже закипела. Надо же. Может, ещё и протушиться успеет? Пока всё варится, мы пытаемся в одной раковине, без моющего средства, перемыть посуду от трёх команд, в том числе кастрюли и сковородки. То ещё удовольствие.
В общем, наша команда ещё и первое место отхватила в этой кулинарной битве. А потом мы вдоволь напробовались всяких вкусностей, которые приготовили участники конкурса. Этот этап кулинарной битвы был, наверное, самым приятным.
Я долго думала, почему именно кулинарный поединок, почему именно в Хануку? А потом поняла. Ханука кроме красивой легенды про один горшочек масла, который горел в Иерусалимском храме восемь дней, имеет ещё один, более глубокий философский смысл, что нужно постоянно учиться чему-то новому, не останавливаться на достигнутом. Я вот думала, что организовать в Биробиджане кошерное питание для отдельно взятой семьи если и возможно, то очень дорого, и мало какие продукты для него подойдут, соответственно, и мало вариантов блюд можно будет из них приготовить. Но я ошибалась. Может, попробовать кошерное питание и у себя дома?
Вера КРАВЕЦ