БИРОБИДЖАН, 21 апреля, «Город на Бире» — Творческий конкурс «Студенческая весна» проходит при поддержке Совета ректоров высших учебных заведений Хабаровского края и ЕАО. Спектакль «Король умирает» поставлен студенческим театром-студией «Ets» ПГУ им. Шолом-Алейхема под руководством режиссера Олеси Смачной. Даже жаль, что зрительская аудитория, заполнившая биробиджанский ГДК, – это в основном студенты и преподаватели вузов. Очень бы хотелось, чтобы увидеть постановку, вдуматься в происходящее, могли и горожане других социальных групп и возрастов.
Трагифарс французского писателя и драматурга Эжена Ионеско – абсурд, поражающий своей нереальностью и именно этим усиливающий осознание действительности. Трагедия власти, происходящая на сцене, в нереальном государстве, которым правит Беранже Первый, узнаваема для современного общества настолько, что кажется, она не там где-то происходит, а совсем рядом.
Пьеса написана в 1962 году. Не нужно глубоко знать историю нашего государства, чтобы понять, насколько глубоки и сходны по сюжету масштаб государственной трагедии, оценка власти и последствия тирании.
Король вовсе не собирается умирать – ему объявляют о его скорой смерти, говорят о её государственной необходимости с учётом оценки многолетнего королевского правления. Но умирающий король, роль которого замечательно исполнил Алексей Мазуров, уверен в бессмертии, которое даёт ему власть: «Я ни в жисть не умру! А если уж я и умру, то когда я сам того захочу. Не дождетесь. Но прежде я вас всех засажу за решётку, где вы сгниёте в каменоломнях. Вместе с крысами, тарантулами и скорпионами. Пока что я король, пока что я решаю».
Но даже тиран, самодур, переставший с возрастом оценивать реальность, возомнивший себя повелителем природных сил, оказывается может быть любимым. И любить может искренне и романтично.
Тема безрассудной, сумасшедшей любви – такая же неотъемлемая часть пьесы, как и тема власти.
«Мария! Ты знаешь, Мария, я всё помню. Когда меня одолевала бессонница, ты ведь тоже не могла спать? Ты вдруг просыпалась среди ночи, ты шла искать меня – в тронный зал, или в сад. Причем в любую погоду. И ты всегда находила меня. В кустах. Я помню твою любимую розовую рубашку с цветами. А по утрам мы одновременно открывали глаза: раз! И думали мы всегда с тобой об одном и том же – два».
Первая жена короля, Королева Маргарита (роль исполнила Надежда Широкова) хладнокровно судит, оценивает и практически руководит предсмертной церемонией: «Я освобождаю тебя от пут, привязывающих тебя к этому миру. Всё! Теперь ты свободен. Всё, что тебе мешало, исчезает. И ты видишь перед собою только туманный призрачный свет Вечности. И ты идешь на этот свет. Иди! Сейчас ты навсегда покинешь сон этой жизни и перейдешь в иные миры».
Вторая жена, Королева Мария (роль исполнила Мария Архипова) просто любит: «Другие, как и мы, они так же будут страдать и любить. Они будут видеть небо за тебя. Новые поколения расширят Вселенную. Отважные ринутся в космос, раскрыв врата небес. Они изобретут чудодейственный эликсир бессмертия».
Есть время возвеличивания тиранов, есть время развенчивания их. И эта мысль особенно очевидна на протяжении всей сюжетной линии.
Корона то покидает голову короля, то снова водружается на своё место. И это тоже историческая закономерность оценки царей, королей, глав государств и политических деятелей. Это жизнь абсурдная и настоящая, показанная замечательным автором и вполне достойными исполнителями.
Дорогу – жизни! Привет – «Студенческой весне»!
Александр ДРАБКИН