Из-за бывшего чиновника администрации Биробиджанского района жители Раздольного вынуждены резать скот

Нынешняя администрация помочь селянам не может, но обещает светлое будущее. В ситуации разбирался журналист «Ди Вох»

Если проблема с пастбищем в Раздольном не разрешится, теленок Барон разделит участь своих взрослых предшественниц – Зорьки и Фроськи, пущенных под нож

БИРОБИДЖАН, 29 августа, «Город на Бире» - Светлана Александровна ДЕБЕЛЯК обосновалась в Раздольном шесть лет назад. Насколько трудно сегодня держать скот, она знает не понаслышке: корма, плата пастуху, услуги ветеринара, расходы на подсобные постройки... Некоторое время назад соседи-селяне в массовом порядке стали избавляться от скота – мол, невыгодно. Светлана Дебеляк держалась до последнего. Две коровушки, говорит женщина, были самыми настоящими кормилицами семьи. Без них с нашими космическими ценами на продукты ноги бы протянули. Почти всё молоко оставалось в семье, лишь малую толику надоев раздавала по знакомым. Холила и лелеяла она своих бурёнок, а потом... Потом их стало негде пасти.

Территорию пастбища для раздольненского скота ещё в 2007 году определил бывший глава администрации Евгений Сухарев. Но путей подхода к ней нет. Тропинку проложили сами жители, по ней же ходили на сенокос и в лес за грибами. Дебеляк нужно было перегнать коров через шоссе, потом пройти по этой тропинке и ещё метров пятьдесят – по болоту. Года четыре назад этот участок взял в аренду бывший работник районной администрации М. А. Гурский и сразу же запретил селянам гонять скот через его землю. Хотел даже шлагбаум на входе установить, но люди стали возмущаться, приехали сотрудники из районной администрации и шлагбаум ставить запретили. Тем не менее это не помешало мужчине перегородить проход забором, создав тупик. Пройти привычной дорогой к пастбищу всё равно стало невозможно. Где теперь пасти буренок, никто понятия не имеет.

Чисто по-человечески владельца земли можно понять: кому понравится, когда по участку гоняют стадо коров?

– Когда мы пожаловались в администрацию, к нам приехал начальник отдела земельных отношений Пономарев, – рассказывает Светлана Дебеляк. – Он осмотрел место конфликта и сказал, что земля действительно принадлежит Гурскому, и он вправе устанавливать на своем участке забор где считает нужным. И чисто по-человечески его можно понять: кому понравится, когда по участку ходят животные? Гонять нашу скотину он предложил через болото. То есть я теперь должна идти с коровами восемьсот метров через кочки, через буераки, по пояс в воде?! Или вести их полкилометра по центральной дороге до ближайшего скотопрогона? Этот вариант ещё хуже, поскольку коровы на такой оживленной дороге легко могут спровоцировать серьезную аварию. Я слышала, недавно на этом участке машина врезалась в корову. Теперь если найдется хозяин, придется ему оплачивать ремонт автомобиля, потому что корова шла без присмотра?

Сложившуюся ситуацию Дебеляк обрисовала нынешнему главе Биробиджанского района Евгению Кочмару. Ответ пришел в положенные сроки, но ничуть не утешил жалобщицу. Если в двух словах, там сказано, что согласно генеральному плану скотопрогон на территории села не предусмотрен; что проезд к земельным участкам не может быть совмещен со скотопрогоном, поскольку это территория общего пользования. Земельный участок, через который местные гоняли скот, передан в аренду Гурскому согласно действующему законодательству. И обещание на будущее: в планах застройки Раздольного будет предусмотрен скотопрогон.

Годом раньше исполняющий обязанности начальника отдела земельных отношений районной администрации Н. А. Дорошенко написал письмо главе Птичнинского сельского поселения Е. К. Штанько, где сказано, что земельный участок близ пастбища очень перспективен в плане малоэтажной застройки, и предложил гонять скот окольными путями, минуя столь многообещающий строительный район.

Из содержания обоих документов вообще неясно, что же селянам теперь делать. До недавнего времени у них было пастбище, на которое теперь не попадешь. Если будет выделено другое пастбище, то когда? Если будут предусмотрены новые подходы к старому, то где?

В один непрекрасный момент Светлана Дебеляк устала воевать с чиновниками и коров продала.
– Обеих продала... На мясо! – смахнула она ладонью слезу. – Никто брать их в хозяйство не захотел, только на убой...

До боли в сердце жаль Светлане Александровне своих кормилиц-коровушек, которых она так любила. И очень обидно ей. Когда, говорит, сама она попросила маленький клочок земли под сеновал и навозную кучу, ей в администрации сказали, что надо заручиться согласием всех соседей. А тут человек перегородил подступ к утвержденному главой администрации пастбищу, создал соседям-скотоводам серьёзнейшие неудобства и ни с какими бумагами по Раздольному не бегал, никакого разрешения у селян не запрашивал.

По-моему, вполне наглядный пример, почему деревня нынче в таком упадке.
– Мы ведь не просим у государства ничего, – вздыхает Светлана Дебеляк. – Ни денег, ни помощи в строительстве, ни гектаров земли. Мы вполне могли бы обеспечить продуктами питания себя сами. Не мешали б хотя бы.

Евгений СТЕПАНОВ

Joomla SEF URLs by Artio