На повестке дня было пять вопросов: обсуждение планов на текущий год, состояние гражданского общества, деятельность некоммерческих общественных объединений, а также несколько проблемных вопросов, касающихся здравоохранения и прав человека
БИРОБИДЖАН, 9 февраля, «Город на Бире» - На заседании собрались двадцать членов областной Общественной палаты, остальные четверо прийти не смогли: кто-то ушел в отпуск, а кто-то заболел.
По состоянию на первое января 2017 года на территории области зарегистрировано 290 некоммерческих общественных объединений. В 2016 году ими было предложено к воплощению 14 социально-значимых проектов, из которых успешно приняты четыре: «Дом, в котором мы живем», предложенный ассоциацией ТСЖ автономии, военно-исторический конный поход, который организовывало казачество, молодежный православный центр имени Онуфрия Степанова, две смены лагеря «Юный патриот» на базе ДОСААФ. Проекты удалось успешно реализовать.
В 2016 году члены Общественной наблюдательной комиссии посещали места «не столь отдаленные», для того, чтобы выяснить, в каких условиях содержатся заключенные. Как рассказала Татьяна Фаин, курирующая эту тему, случаев нарушения прав человека за решеткой выявить не удалось, и это хорошо. Татьяна Анатольевна считает, что нужно менять сложившуюся в обществе систему и давать бывшим заключенным второй шанс, помогать оформлять документы, устраивать на работу и содействовать дальнейшей социализации. Однако она заметила, что есть проблема, которая касается самих членов наблюдательной комиссии: из тех десяти человек, что прописаны в документах, фактически занимались работой по мониторингу жизни заключенных всего пятеро. И она попросила включить в комиссию еще несколько человек, чтобы их было хотя бы пятнадцать:
- Пятеро физически не смогут выполнять свою работу, когда начнет работу новое СИЗО. Тем, кто решит этим заняться, хочу напомнить, что работа наша требует огромного количества моральных сил и времени, а подчас и личных финансовых средств. Я хочу, чтобы люди понимали, что это физическое и нравственное волонтерство.
О проблеме людей, перенесших трансплантацию органов, на заседании рассказала Елена Мигунова, член Общественной палаты РФ. После пересадки почек или щитовидной железы борьба за жизнь на самом деле только начинается: человеку до конца своих дней нужно принимать лекарства, поддерживающие наличие в крови циклоспорина – иммунодепрессанта, действующего на Т-лимфоциты. Наряду с основным препаратом в состав лекарства входят вспомогательные вещества, а какие – решают фармацевтические компании. Минздрав закупает препараты по международному непатентованному наименованию в соответствии с законом о госзакупках. И это тот случай, когда закон влияет на жизнь людей в буквальном смысле.
- Есть надежное, проверенное средство, которому доверяют врачи и пациенты. Однако, согласно ФЗ № 44, на электронных торгах закупаются препараты по международному непатентованному наименованию - дженерики. Определяющим фактором здесь становится цена. А то, что любое, даже малейшее отличие состава от оригинала может быть опасным, во внимание не принимается. Не разумнее ли законодательно решить вопрос о приобретении отдельной группы лекарств, необходимых для поддержания и продления жизни — по их торговому наименованию? – говорит Елена Федоровна.
Что мы имеем сейчас? Врач выписывает пациенту не те лекарства, которые ему показаны, а те, что предлагают чиновники Минздрава. Постоянная смена препаратов из-за разных вспомогательных веществ в их составе может вызвать отторжение органов ввиду индивидуальной непереносимости компонентов. Елена Федоровна старается привлечь внимание к этой проблеме и помочь тем, кто перенес трансплантацию и ежедневно вынужден принимать дженерики, зная, что отторжение может начаться в любой момент. Кстати, смерти из-за отторжения органов на фоне приема дженериков в какую-то особую статистику не оформлены. Грустно, если только такая статистика поможет законодателям понять, насколько проблема серьезна.
Катерина ТЮЛЬКИНА