Увидеть героев этого материала за работой в поле мне не довелось - шёл проливной дождь. Пришлось ограничиться скромной фотосессией на крыльце дома. Правда, сам Александр Мазур позировать перед объективом фотокамеры наотрез отказался.
С «упорным семейством» познакомился журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 21 июня, «Город на Бире» – Вам бы вчера приехать. Дождя не было, и мужики весь день работали в поле. А сегодня опять с утра льёт.
Надежда Викторовна встретила у дома. По мере приближения к селу Горному, где живёт семья МАЗУР, утренняя морось постепенно превращалась в дождь, на прекращение которого надеяться не приходилось.
– Ещё семьдесят гектаров сои нужно посеять. А сроки-то уходят.
– Да, весна тяжёлая, – сочувствую я.
– Бывало и похуже, – неожиданно бодро улыбается хозяйка.
– Четыре года подряд, с десятого по тринадцатый, погода нас мурыжила. Появились тогда мысли забросить всё. Собрались на семейный совет, посовещались и решили всё-таки ещё хотя бы год продержаться. Но в четырнадцатом природа вроде смилостивилась: нормальный вырастили урожай. А в прошлом году так и совсем хорошо всё прошло. Так что надежду мы не теряем.
В ФЕРМЕРЫ Мазуры не рвались. Оба выросли в деревне, к крестьянскому труду привыкли сызмальства. Встретились и поженились они в Амурской области. Александр работал шофёром, механизатором, Надежда – дояркой. В 81-м переехали в Еврейскую автономную область. Село Горное хоть и невелико, но в то время было на слуху. Здесь была одна из двух областных свиноферм, и о высоких привесах животных на ней трубили все местные СМИ. Славились и местные доярки. По численности стадо было небольшое, но на протяжении многих лет тут получали самые высокие надои в пересчёте на каждое коровье вымя. Надежда Мазур и здесь занималась привычным делом.
В 90-е всё пошло под откос. Совхоз переводился на разные формы собственности, менялись руководители, но хозяйство не прирастало, а наоборот, хирело. Мазуры держались долго, и только в 2001 году решили выделиться из этой безнадёжной коммуны. Получив в собственность видавшие виды два гусеничных трактора, колёсный «Беларус», зерноуборочный комбайн «Енисей» и в аренду 50 гектаров земли, они взялись за дело.
Основная ответственность за то, чтобы вовремя засеять поля, обработать посевы и убрать урожай, поначалу легла на плечи хозяина. Жена и три дочки в поле не помощники. Тем более что старшая и средняя дочери с крестьянством завязали. Обзавелись семьями и обосновались одна в Биробиджане, другая в Смидовиче. А вот младшая Вероника от родителей не оторвалась. И когда вышла замуж за Станислава Томашевского, у Александра Павловича появился надёжный помощник. Он, ещё живя в Казахстане, получил профессию машиниста-тракториста. В 2002 году перебрался на Дальний Восток и поначалу устроился охранником ВОХР в ближайшем к Горному селе Бабстово. Познакомился с Вероникой, поженились. И когда отдел военизированной охраны распустили, сильно не опечалился. Он и сам подумывал включиться в семейное крестьянское хозяйство. С приходом такого работника появилась возможность постепенно расширяться. Расходуя заработанное бережно, сумели, не влезая в кредиты, приобрести два новеньких «Беларуса».
– Где похвальные грамоты?! Я хочу посмотреть.
– Там, у шкапчике, все прибраны.
– В «шкапчике». Привыкли всё по шкапчикам прятать, понимаешь…
«Калина красная», 1974 (сценарий и постановка Василия Шукшина)
СЕГОДНЯ в распоряжении КФХ «Мазур А. П.» 330 гектаров земли. Сеют, как и большинство, в основном сою. Но в севообороте у них обязательно есть гречиха, ранние зерновые. С их сбытом проблем, как у других, в этом хозяйстве нет и не было, потому что живность, которая всегда водилась в их личном подворье, постепенно умножилась, и теперь в этом КФХ есть небольшая, но вполне продуктивная семейная молочная ферма. На ней содержатся 50 голов крупного рогатого скота, половина из которых – дойные коровы. Молоковоз одной из фирм каждые два дня увозит в Биробиджан 500-600 литров молока.
На ферме хозяйствуют женщины. Мать и дочь утром и вечером отправляются в коровник. Летом животные почти всё время, кроме дойки, находятся на пастбище. Зимой у мужчин дел поменьше, и они помогают в уходе за стадом: чистят помещение, раздают зерновые размолы, сено. Корма – все собственного производства. Для заготовки сена взяли в аренду 190 луговых гектаров. До недавнего времени на покос выводили собранную из старья технику. Тем не менее заготавливали 500-600 рулонов грубого корма, чего на их стадо хватало вдосталь. Но в этом году, если погода в июле-августе наладится, думают запасти побольше. Весной они выиграли грант по программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ». Полтора миллиона потратили на приобретение кормозаготовительной техники. Работа на лугах пойдёт теперь посправнее.
А ещё в этом году решили взять солидный кредит в банке. Их «Енисей» уже на ладан дышит, а основной доход даёт всё-таки соя. Китайский комбайн, возможно, обошёлся бы дешевле, но Мазуры решили на приобретении главной машины не экономить и покупать россельмашевскую «Ниву», которая стоит более трёх миллионов рублей. Это за вычетом дотации, которую предоставляет заводу государство.
Кроме крупного рогатого скота семейство содержит ещё 50 голов свиней. С ними управляются все, у кого выдался свободный час-другой. Кто зерновую кашу для хрюшек варит и разливает её по кормушкам, кто навоз убирает.
Конечно, закупают животноводческую продукцию у фермеров по ценам ниже некуда. Поэтому Мазуры не упускают случая реализовать мясо без посредников. Участвуют во всех районных и областных ярмарках, которые устраиваются периодически.
– Но вот что характерно, – заметила начальник управления сельского хозяйства Ленинской районной администрации Светлана АНГАРСКАЯ, – цены у них всегда ниже, чем у других.
В ПРОШЛОМ и нынешнем годах основная ответственность за полевые работы перешла к зятю. Хозяин повредил спину и до сих пор полностью не выправился. Есть у Станислава пока и хороший помощник – сын старшей дочки Мазуров. Саша Козорог окончил проф-училище, получил свидетельство тракториста, живёт сейчас у деда с бабушкой и активно включился в посевную страду. Но его скоро призовут в армию, после чего парень планирует по примеру старшего брата перейти на контрактную службу.
В особо напряжённые дни на помощь Мазурам приходят односельчане. Хотя надеяться на большинство из них не приходится. Работоспособных мужчин и женщин в Горном остаётся всё меньше, и большинство из них от постоянной работы отвыкло. Когда уж совсем подожмёт, идут к Мазурам или в китайское хозяйство – других работодателей в селе нет. Но покалымив день-два, самые терпеливые – неделю, исчезают.
Тем не менее семейное хозяйство не только не хочет сдаваться, но готово расширять свою деятельность. Почти десять лет назад вблизи их села затеяли было большое строительство: возвели корпуса животноводческого комплекса и даже завезли сюда тёлок из Австралии. Но молочное производство так и не запустили. Уголовное дело в отношении руководителя СПКК «Кооперация», кажется, не завершено до сих пор. Выживший скот распродали. Трёх чистопородных бычков и тёлочку, привезённых из Австралии, купили и Мазуры. Теперь они дали потомство и составляют ядро их молочного стада.
– Мы могли бы держать и больше коров, но негде, – сокрушается Надежда Викторовна. – Сарай у нас маленький, зимой в нём помещаются только коровы да маленькие телята, бычки остаются на улице. Так что наращивать поголовье не можем. Конечно, хотелось бы построить новый коровник, но строителей в селе нет, а если нанять бригаду, нужно её где-то разместить. Мы пару лет назад походили по разным инстанциям, чтобы нам дали в аренду с правом последующего выкупа одно из помещений комплекса. Но сказали, что оно стоит шесть миллионов рублей, и деньги нужно отдать сразу. А где возьмём столько? Вот и отступили. А ведь могли бы удвоить поголовье. Приобрели бы доильные аппараты, подобрали бы себе в помощь несколько постоянных рабочих из жителей села, пока такие ещё остались.
Мужчины этого семейства не столь разговорчивы, как мать и бабушка. Когда я спросил внука Сашу, нравится ли ему работать в поле, на его лице появилась такая улыбка, что сразу стало понятно: даже если он и попадёт на контрактную службу, по тракторам и комбайнам, по просторам полей он будет тосковать...
ВЫЕЗЖАЯ из Горного, я с грустью поглядел на пустующие корпуса так и не запущенного в этом селе животноводческого комплекса. В Биробиджане попытался найти конкурсного управляющего, занимающегося распродажей этого имущества. Дозвонился до Вячеслава Лагутина, который обозначен в интернете. Он мне сказал, что уже несколько лет не занимается этим объектом. Теперь там другой конкурсный управляющий, но кто конкретно, он не знает. После этого я прекратил поиски. В конце концов, ведь эти помещения кому-то принадлежат. И разве не в их интересах передать в аренду хотя бы один из корпусов семье, доказавшей свою надёжность, чем дождаться, чтобы выстроенные на пустыре и оставшиеся бесхозными помещения рухнули?
Михаил КЛИМЕНКОВ