О проблемах с фильтрацией сточных вод в областном центре рассказывает газета «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 19 ноября, «Город на Бире» — В числе вопросов, обсуждавшихся на недавнем заседании Биробиджанской гордумы, был перевод одного из земельных участков по дороге на Щукинку в промышленную категорию. Сегодня это заросшая площадка, которую едва ли кто-то захочет использовать даже как сельхозугодье. Присутствующим стало любопытно: зачем и кому вдруг понадобилось развернуть там строительство? Председательствующий Артём Куликов пояснил, что текущая задача Думы – просто застолбить участок. А в перспективе на этом самом месте должны появиться новые городские очистные сооружения.
В столице автономии множество проблемных объектов ЖКХ. Но очистные – это наша ахиллесова пята. И физически, и морально они безбожно устарели. Там всё уже настолько ветхое, что, случись масштабная авария – весь город утонет в нечистотах. Фильтрация сточных вод, что греха таить, давно идёт кое-как. В Биру – нерестовую, к слову, реку – содержимое канализации сбрасывают с превышением всех допустимых нормативов и показателей. У Роспотребнадзора, природоохранной прокуратуры и экологических организаций накопилось множество справедливых нареканий к работе очистных. И все эти претензии и требования в итоге сформировались в судебный иск. В феврале текущего года состоялось судебное слушание, решение было вынесено следующее: «Обязать мэрию города Биробиджана Еврейской автономной области в течение пяти лет построить и ввести в эксплуатацию новые очистные сооружения...»
ГЛАВНЫЙ инженер МУП «Водоканал» Виктор СНЕТКОВ с решением городского суда вполне солидарен. Ему ли не знать, как могут отравить жизнь людей густые и зловонные испарения канализации?! На заседании Думы он привёл все возможные аргументы, что обустраивать новые очистные нужно как можно дальше от жилых районов города.
– Мы с Роспотребнадзором, с природоохранными организациями, рыбинспекцией долго выбирали этот участок. Я вкратце хочу объяснить вам технологию. У нас там все сооружения открытые: отстойники, аэротенки, песколовки – всё это большие бассейны с жидкостью. Там постоянно происходят испарения, а ветер несёт все эти запахи через реку на жилой район. Мы слышим много претензий от людей из посёлка на левом берегу Биры. В летний период вокруг сооружений роится много насекомых, поскольку среда для них там очень благоприятная. Люди жалуются, что в близлежащих домах и на садовых участках много комаров и мух. – Виктор Михайлович был весьма убедителен. – Кроме того, на очистных сооружениях для обеззараживания воды и осадка в больших количествах применяется жидкий хлор. Его на очистных сооружениях постоянно находится от 24 до 28 тонн. Хлор хранится в баллонах от 50 до 200 литров и 800-литровых контейнерах. Когда мы с МЧС проигрывали аварийную ситуацию, выяснили, что в случае разлива хотя бы одного баллона или контейнера облако с сильнодействующими ядовитыми веществами полностью накроет Второй Партизанский посёлок. А вот если выбрать площадку по щукинской дороге, то господствующие ветра будут относить испарения в сторону от города, туда, где в обозримом будущем не будут строиться ни предприятия, ни жильё!
То ли депутаты так впечатлились речью Снеткова, то ли просто вняли голосу разума и, забыв про идеологическое противостояние, единогласно проголосовали за новый статус земельного участка.
ОПТИМИЗМ на этом заканчивается. Дальнейшие строительные перспективы весьма и весьма туманные. Виктор Снетков, похоже, и сам не очень-то верит, что когда-нибудь увидит долгожданный объект.
– Строительство новых очистных выльется в огромную сумму, таких средств у города, конечно, нет. Так что, как скоро появятся новые очистные и появятся ли они вообще, пока никто сказать не может, – «обнадёжил» Виктор Михайлович. – Но то, что зарезервировали место под строительство, конечно, хорошо. Там есть линия электропередачи, подъездные пути. Участок этот мы обследовали – не затапливает. От города далеко, можно было бы обустроить там склады с различными реагентами. И существующую инфраструктуру сильно перестраивать не пришлось бы: на той же КНС, которая рядом с филармонией, достаточно поставить насосы помощней – и она вполне справлялась бы...
Опасения главного инженера более чем резонны, ибо есть печальный опыт. Пуск первой очереди очистных состоялся в 1970 году. Сооружения второй очереди введены в эксплуатацию в 1989-м.
Потом затеяли строительство третьей очереди и реконструкцию первой. Эти объекты даже внесли в федеральную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. А потом настали тяжелые времена, финансирование иссякло. Когда готовность объектов достигла примерно 70-80 процентов, строительство окончательно заморозили.
За годы простоя эти сооружения обветшали, потрескались, осыпались... Та же история, что с законсервированной Северной ТЭЦ: реанимировать недострой уже смысла нет, возводить очистные придётся с нуля на новом месте.
Инженер-технолог Ирина Сердюкова надеется, что ей ещё удастся поработать на новых очистных.
ЗА ПЯТЬ ЛЕТ, что прошли с моего предыдущего визита на очистные, проблем здесь только прибавилось. Представляю, каково людям нести трудовую вахту, если постоянно что-то ломается и выходит из строя!..
– Сотрудники, конечно, как могут поддерживают очистные в рабочем состоянии, – рассказывает инженер-технолог Ирина СЕРДЮКОВА. – То там появится трещина – замажут, то здесь труба даст течь – заварят. Но вечно так эксплуатировать станцию невозможно. Вы знаете, с какой радостью мы встречаем все обнадеживающие известия! Вроде как что-то пообещали, вроде как чего-то добились!.. Но денег нет, и всё возвращается на круги своя. Надеюсь, что какое-то кардинальное решение по очистным в Биробиджане всё-таки примут, приведут их в порядок. Это нужно прежде всего нашему городу.
Будем оптимистами и мы. Может, попытка номер два окажется более удачной.
Евгений СТЕПАНОВ