Доктор педагогических наук из Хабаровска обеспокоен нехваткой кадров в учреждениях культуры

Маленькие хитрости большого пианиста

БИРОБИДЖАН, 3 февраля, «Город на Бире» — Визит известного в России учёного и педагога Алексея Никитина для биробиджанского подрастающего поколения музыкантов стал очень полезным. Алексей Алексеевич не только отобрал участников для международного фестиваля «Новые имена АТР-2015», но и провёл мастер-классы по игре на фортепиано. Он не просто слушал, как дети играют произведения, а давал советы, указывал на недочёты. В перерыве между учениками профессор поделился своими мыслями о прошедшем Годе культуры и художественной одаренности детей.

– Бах у тебя получается слишком лиричным. А ты его не перелиричивай. Он, в конце концов, мужчина. У него двадцать детей! Представь себе этого грузного мужчину в парике за роялем. Его не нужно делать женственным. Добавь в звук энергии, уверенности, жизнерадостности, – советует юной пианистке педагог.

Педагогический стаж Алексея Никитина – около пятидесяти лет. По человеку всегда видно, когда он увлечён делом, которым занимается, у него глаза горят. Алексей Алексеевич – именно такой человек. Он отлично видит характер ребёнка и к каждому может найти подход. Если с одним учеником он разговаривал, объясняя детали, то с другим общался исключительно на языке музыки. Такой была беседа с Мишей Семёновым. Почти за сорок минут занятия мальчик не проронил ни слова, зато интонации музыки явно приобрели новый оттенок. А потом музыкант хлопнул мальчика по спине и сказал: «Вот эту часть ты играешь феноменально!». Миша расцвёл. Основное правило, которым посоветовал пользоваться Алексей Никитин: «Пианист не должен работать». Обратил внимание на положение рук. Где-то для придания уверенности звучанию нужно было приподнять локти, где-то не растопыривать пальцы, а наоборот, собрать кисть.


Мише Семёнову профессор посоветовал немного выше поднять локти.
Так руки будут более расслаблены, а основная нагрузка ляжет на клавиши.

В Хабаровском государственном институте искусств и культуры Алексей Никитин преподает сразу несколько дисциплин: «Изучение педагогического репертуара», «Специальный инструмент», «Основы импровизации», «Изучение современного фортепианного репертуара». В 1989 году он создал Центр эстетического воспитания детей, программа которого направлена на выявление ранней художественной одарённости. Как говорит сам музыкант, тяга к творчеству присутствует у всех детей без исключения. Важно развивать ребёнка всесторонне с трёх до семи лет, тогда в восемь-девять уже будет понятно его основное увлечение: музыка, живопись или танцы. Печально одно: нынешнее положение работника культуры далеко от желаемого. Поэтому не факт, что даже будучи одарённым, молодой музыкант решится связать свою жизнь с творчеством.

– Статус музыканта и работника культуры в целом не очень высок. Тут даже гадать не нужно, что хочет получить молодёжь: хорошие оклады и жильё. К сожалению, работа в культуре не может на данный момент дать ни того, ни другого. Поэтому так сложно у нас бывает найти концертмейстера, – говорит Алексей Алексеевич. – Прошедший Год культуры был для меня невероятно плодотворным. Вышли две моих книги и две статьи, над которыми я долго работал.

Заглядывать в будущее педагог не любит, так как из-за сложившегося кадрового голода видит перспективу развития дальневосточной культурной сферы во вливаниях из соседнего Китая.

Катерина ТЮЛЬКИНА

Joomla SEF URLs by Artio