17 мая – Международный день детского телефона доверия. Газета «Ди Вох» о телефонах доверия для детей и взрослых.
БИРОБИДЖАН, 17 мая, «Город на Бире» – 17 мая Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведёт общероссийский интернет-марафон «Круг доверия». В ток-шоу примут участие известные россияне: певцы, актёры, телеведущие, спортсмены, блогеры. Вместе с экспертами-психологами они расскажут о том, что быть услышанным – это нормально и порой жизненно необходимо. И что у каждого ребёнка, вне зависимости от региона проживания, есть на это право.
НЕСКОЛЬКО лет назад мы, тоже подростки, не могли и мечтать о том, чтобы иметь возможность поговорить о наших проблемах с психологом. Сейчас для детей работает целая сеть служб онлайн- и телефонной поддержки, где можно получить профессиональную консультацию. Чат «Твоя территория» и одноимённая группа «ВКонтакте» помогают тем, кому сложно говорить с человеком по телефону. Сайт «Помощь рядом» даёт детям инструменты самопомощи: тесты, игры, истории из жизни, но при этом также предполагает наличие чата с дипломированными консультантами.
Но самым популярным по-прежнему остаётся общероссийский телефон доверия для детей 8-800-2000-122. Сейчас к нему подключены 22 службы в 83 регионах нашей страны. В большинстве регионов, в том числе и в ЕАО, телефон работает круглосуточно. Если позвонить на этот номер (кстати, с любого телефона это бесплатно), то он автоматически определяет регион позвонившего и переадресовывает его в психологическую службу по месту нахождения.
В прошлом году на номер 8-800-2000-122 в ЕАО было зафиксировано 320 обращений, столько же людей позвонили на детский телефон доверия за первый квартал 2018 года. А в апреле к ним добавились ещё 426 позвонивших. Примерно 60% обращающихся за помощью – подростки, которых интересуют вопросы взаимоотношений со сверстниками, первая любовь и связанные с ней страхи и трудности. Остальные – взрослые люди, желающие наладить отношения со своими детьми, помочь им преодолеть подростковый кризис.
На телефоне доверия в ЕАО посменно работают девять психологов, которые прошли специальное обучение и владеют навыками телефонного консультирования. Они не называют своих имён и не берут никаких данных у клиентов.
– В московской практике случалось, что психологов начинали преследовать за то, что они якобы неправильно оказали помощь. Обычно этим занимаются не совсем здоровые люди. Когда мы проходили обучение, преподаватели очень просили, чтобы консультант тоже назывался псевдонимом и не говорил, где он находится, – объясняет педагог-психолог центра «Мост» Татьяна ГОРШКОВА.
Татьяна Владимировна рассказала, что часть звонков на телефон доверия – информационные, когда ребята звонят туда, чтобы познакомиться, убедиться в его доступности.
– Когда мы проводим занятие в школе, просим ребят сохранить единый номер телефона доверия себе в телефон. И говорим, что вы можете позвонить консультанту и спросить, как телефон работает. Бывают ложные звонки, например, молчание. Мы их принимаем. Пусть ребёнок сегодня просто помолчал в трубку, но, когда ему будет нужна помощь, он обязательно перезвонит, – говорит психолог. – Кризисные звонки тоже бывают. За первый квартал 2018 года их было три, в апреле был ещё один с суицидальными мыслями и второй – жестокое обращение. Некоторых ребят психологи поддерживают месяцами. На сегодня у нас больше десяти постоянных клиентов. Некоторых мы приглашаем на очную встречу с психологом в центре «Мост».
ХОРОШО, когда есть возможность очной встречи с психологом. Но в Биробиджане она имеется по большому счёту только у школьников и студентов и у тех, кто готов с полисом прийти на приём в психиатрическую больницу.
В других регионах бывает иначе. Там неравнодушные люди создают такие организации сами, не надеясь на власть. Например, во Владивостоке взялись помогать жертвам домашнего насилия. Оказанием психологической помощи женщинам занимаются специалистки Дальневосточного общественного движения «Маяк». Они сами организовали телефон доверия, по которому в режиме звонков и WhatsApp можно оставить обращение и попросить помощи у психолога – 8-914-345-00-55, с 9 до 19 часов.
Руководитель «Маяка» Кристина СОЛОНЕНКО говорит, что несколько лет практиковала как психолог и каждая вторая её клиентка сталкивалась с насилием.
– Мы начали оказывать юридическую и психологическую помощь женщинам в 2015 году. Ресурсный центр «Маяк» открылся при поддержке правозащитного центра «Мемориал». В его работе задействовано два психолога, адвокат и помощницы, которые организовывают крупные мероприятия, семинары, работу сайта и ведение групп в социальных сетях, – рассказывает Кристина. – К психологу обращаются в основном после многократных побоев, когда уже совсем невыносимо. В нашей культуре девочек учат быть хорошими мамами и жёнами, но практически никто не учит девочек, что они ценны сами по себе и жить в насилии ненормально, – уверена руководитель «Маяка».
НАМ ВСЕМ нужно понять, что обращаться к психологу – это не стыдно. Ни когда тебе 14, ни когда уже 54. Стыдно давить проблемы в себе, а потом срываться на близких, уходить в депрессию и запой. Поверьте: психологи и психотерапевты не кусаются и многие федеральные благотворительные фонды готовы работать с людьми из любых регионов. Боитесь позвонить – напишите в чат, не хотите поддерживать диалог – сформулируйте письмо и отправьте его онлайн-психологам в проверенных организациях. Просить помощи – это нормально.
Вера КРАВЕЦ