Рис. Вячеслава ШИЛОВА.
БИРОБИДЖАН, 27 мая, «Город на Бире» — Второго мая исполнилось три года со дня вступления в действие федерального закона № 119 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков…», больше известного как закон о дальневосточном гектаре. Но победные реляции, которыми пестрили СМИ сразу после его принятия, что-то не слышны. А ведь сейчас самое время предать гласности успешные примеры. По закону люди, получившие землю бесплатно и без бюрократических проволочек, через три года должны задекларировать её освоение.
ПО ДАННЫМ комитета по управлению госимуществом ЕАО, за всё время проекта на получение дальневосточного гектара было подано 3437 заявлений. Около восьми процентов из них было возвращено, так как они не соответствовали требованиям закона или к ним не прилагались все нужные документы. 440 претендентам отказано в предоставлении земельных участков из-за особенностей межевания: либо границы указанного в заявлении участка пересекались с другими ранее учтёнными, либо на нём было зарегистрировано наличие объектов недвижимого имущества иных лиц, либо участок был сформирован в границах земель общего пользования... 593 гражданина передумали приобретать землю и аннулировали заявления. В конечном итоге за три года заключено 1782 договора на общую площадь в 2192,61 га. Общая площадь открытых для использования территорий в ЕАО составляет свыше 2,3 миллиона гектаров, и на их освоение проект «Дальневосточный гектар» практически не повлиял. Как говорится, гора родила мышь.
Главной целью проекта, инициированного Минвостокразвития и лично дальневосточным полпредом Юрием Трутневым, было «привлечение внимания и ресурсов граждан к освоению территорий Дальнего Востока». В Москве под него специально создали Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК). Проект был рассчитан на жителей западных регионов страны, однако местные отозвались на него гораздо активнее. В ЕАО 94% тех, кто подал заявки на бесплатный гектар, – жители автономии. В большинстве это владельцы КФХ или ЛПХ, для них это возможность прирастить свои хозяйства. Некоторые участки отданы под строительство домов, гаражей, торговых и складских помещений, что тоже отрадно.
Договоров с гражданами, проживающими вне Дальневосточного региона, в ЕАО заключено 109. Но где эти люди?! Уверен: если бы кто-нибудь из них хотя бы начал осуществлять какой-то перспективный проект, к нему были бы призваны корреспонденты большинства областных СМИ. И я был бы в первых рядах желающих посмотреть на смельчака, рискнувшего перебраться из Подмосковья или Белгородчины в наши края рискованного земледелия. На всякий случай позвонил некоторым руководителям районных управлений сельского хозяйства. Привести примеры «иноземцев», решивших обосноваться у нас, они не смогли.
В СОСЕДНИХ субъектах Федерации ситуация не лучше. По сведениям интернет-издания «Газета.ру», за три года дальневосточный гектар был востребован 73 тысячами россиян. 83% из них – жители ДФО. «Среди жителей недальневосточных регионов бесплатный гектар наиболее популярен у москвичей и жителей Московской области. От них поступает каждое четвертое заявление от общего числа получателей «гектаров» из недальневосточных регионов», – уточнили «Газете.ру» в АРЧК. Однако признали: многие из новых собственников гектара, взяв землю, пока не решили, что будут с ней делать.
Показательно, что за 2016–2018 годы, по данным того же АРЧК, мерами господдержки воспользовались около 1,8 тыс. получателей дальневосточного гектара на общую сумму 523 миллиона рублей. Можно ли такими скромными финансовыми вливаниями исправить демографическую ситуацию в самом бедном российском регионе?
Другими мерами поддержки воспользовались единицы. У нас в области самую существенную помощь – грант в размере 1,2 млн рублей по программе «Начинающий фермер» – получил один человек. Ещё трое воспользовались возможностью оформить льготный кредит от ПАО «Почта Банк» на общую сумму 900 000 рублей. В списке мер поддержки более 20 пунктов, но они либо малосущественны, либо декларативны: бесплатные консультации, семинары и тренинги, единовременная помощь безработным и прочее. Привлечь такими посулами из отдалённых регионов можно только совсем уж неспособных выкарабкаться из нищеты. Таких у нас и своих хватает.
В начале мая премьер Дмитрий Медведев распорядился выделить дополнительно миллиард рублей на поддержку агробизнеса на Дальнем Востоке. Эти деньги поступят в течение трёх лет и будут разделены между одиннадцатью регионами. Тоже, как понимаете, не густо. Об этих вливаниях «на бедность», в отличие от дальневосточного гектара, громко не трубят.
В конце 2016 года на встрече с премьером Дмитрием Медведевым полпред Юрий Трутнев заявлял: «По оценкам ВЦИОМа, до 6% граждан России имеют твёрдое намерение выбрать этот участок и около 7% думают. Это более десяти миллионов человек. Для нас это будет очень серьёзным испытанием. 1 февраля может дать серьёзный всплеск обращений».
Опасения оказались преждевременными. Наплыва «гектарщиков» нет и уже вряд ли будет. Организаторы кампании пытаются сохранить лицо. То в октябре прошлого года Юрий Трутнев громогласно поддержал инициативу тогдашнего врио губернатора Приморья Олега Кожемяко давать дальневосточные гектары поближе к городам, на землях, где это ранее было запрещено. То вдруг на сайте АРЧК появилась информация о гражданке Аргентины Агриппине Ануфриев-Егорофф: потомок старообрядцев, в начале ХХ века переселившихся в Латинскую Америку, хочет вернуться в Россию и получить гектар в Амурской области.
В ЕАО тоже приезжала делегация старообрядцев из Бразилии, Аргентины, Боливии и Уругвая. Они тоже хотели бы перебраться на историческую родину. Встретились с руководством, побывали на некоторых сельхозпредприятиях. Поблагодарили за гостеприимство, пообещали подумать и удалились. Что ж, если надумают – милости просим. Только вот русские латиноамериканцы дальневосточную демографию, думается мне, тоже не сильно поправят.
Михаил КЛИМЕНКОВ