БИРОБИДЖАН, 28 июня, «Город на Бире» – Село Красивое находится в девяти километрах от соседнего Лазарево. Однако, чтобы попасть в школу, ребята из этого села ежедневно отправляются в Бирофельд, расположенный в 30 километрах от их села. А всё потому, что Красивое относится к Биробиджанскому муниципальному району, а ближайшее Лазарево – к Ленинскому. Одного-двух учеников лазаревская школа, может, и взяла бы в виде исключения, но принять всех детей из соседнего района не может. Почти в таком же положении находятся ребята из пригородного села Раздольное. Они должны посещать школу в селе Птичник и добираться туда на автобусе через весь Биробиджан.
Подобная ситуация может разрешиться, если учредителем школ в автономии станет не муниципалитет той территории, где она располагается, а субъект РФ. В нашем случае это ЕАО. Проект подобной реорганизации предложила на Совете глав муниципальных образований автономии председатель областного комитета образования Татьяна Пчёлкина. И это не местная инициатива.
– О переводе образовательных учреждений на региональный уровень в министерстве образования и науки (ныне министерство просвещения РФ) задумались ещё два года назад, – рассказала Татьяна Михайловна. – Такой опыт хорошо показал себя в Самарской области, где с 2014 года все муниципальные школы стали государственными. Однако вопрос этот непростой, и для начала решили выбрать 20 пилотных регионов. Мы подали заявку на участие.
Среди регионов, где будет осуществляться этот проект, пять дальневосточных. Кроме нас под региональное управление перейдут школы в Республике Саха (Якутия), Камчатского и Хабаровского краёв, Сахалинской области. При этом Минпрос не ставит жёстких сроков и условий участникам проекта. Первоначально в комитете образования ЕАО предполагали перейти на новую систему управления в 2019 году. Однако авторы готовящегося областного проекта решили отложить начало ещё на год, после тщательной проработки и обсуждения всех заинтересованных сторон.
Принявшие участие в обсуждении этой концепции отметили очевидные преимущества новой системы учредительства образовательных учреждений.
Во-первых, будет создано единое образовательное пространство. Кроме того, финансирование школ на уровне региона позволит организовать централизованную закупку продуктов для школьных столовых, ГСМ для автобусов, перевозящих ребят. Можно будет устранить неравенство в компенсационных выплатах на питание для детей из малообеспеченных семей – сегодня они зависят от возможностей муниципалитета и сильно разнятся в разных районах.
Признавая необходимость такой реорганизации, участники совещания всё же отметили, что многие вопросы пока ещё не прояснены. В частности, проект областного комитета образования предполагает, что после смены учредителя образовательного учреждения имущество школы останется муниципальным. По крайней мере, какой-то период. Согласятся ли районные власти на это?
Всем присутствующим на совещании предложено тщательно изучить предложения комитета образования и высказать свои мнения по его совершенствованию.
Максим Петров